Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 июня 2001 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Рассеянные электроны

У "Гринпис" есть много поклонников в высоких кругах, включая Владимира Путина. Когда российского президента недавно спросили, чем он займется после ухода с нынешнего поста, он сказал: "Я всегда восхищался людьми, которые посвятили себя экологии. Я с изумлением смотрел, как группа людей на маленькой лодке пытается преградить путь огромному кораблю. Должен сказать, что это вызывает только симпатию".

Возможно, Путин видит себя в "Гринпис" - организации, стоящей на пути прогресса. Путин такой же обструкционист. Вспомните о российских возражениях по поводу глобальной ПРО, которых мы вдоволь наслушаемся в ближайшие дни, когда состоится первая встреча между Путиным и президентом США Джорджем Бушем. Вряд ли мы многое узнаем о собственных российских планах ПРО, озвученных в начале года в надежде лишить американскую инициативу европейской поддержки. Возражения России в отношении ПРО не похожи на противостояние резиновой лодки нефтяному танкеру, но смысл тот же.

Однако в других ядерных вопросах вклад Путина можно назвать более позитивным. Речь идет о его недавней поддержке законопроекта, позволяющего России хранить и перерабатывать ядерные отходы других стран. Принимая во внимание, что в ближайшие два десятилетия потребность мира в электроэнергии удвоится, а терпимость к загрязнению окружающей среды иссякает, миру будет нужна атомная энергетика. Это означает, что потребуется место для хранения отходов. Так что мы должны приветствовать инициативу Путина.

Мы не разделяем неизменно оппозиционных взглядов экологов в отношении хранения ядерных отходов. Экологические группы, в том числе организация "Гринпис", в которой видел себя Путин, призывают США использовать действующие двусторонние соглашения, чтобы помешать Японии и другим странам экспортировать свои отходы в Россию. Активисты, видимо, считают, что единственный способ прекратить производство атомной энергии (до сих пор являющейся наиболее чистым источником электроэнергии) это перекрыть выпускной клапан и надеяться, что атомная энергетика погибнет от несварения.

Мы подозреваем, что настоящая цель некоторых экологов заключается в прекращении производства электроэнергии - любыми средствами. Они выступают против сжигания угля, нефти и даже древесины. Использование энергии солнца и ветра находится только в стадии обсуждения, и эти источники нельзя по-настоящему считать альтернативными.

Так что решение любой страны предложить реальный план хранения ядерных отходов можно лишь приветствовать. Однако все проблемы кроются в деталях. У российского плана много недостатков: иссякающее доверие со стороны населения, технические трудности и опасность того, что страны-изгои смогут получить доступ к ядерным материалам, "хранящимся" в России.

Одним из наследий коммунизма стали отравленные реки и озера. Советские официальные лица настаивали, что они не представляют угрозы. Люди им верили, пока слишком многие не заболели. В недавнем выпуске интернет-журнала Transitions Online рассказывается об ядерной установке в Челябинске: "Когда в результате взрыва смертельно опасные отходы и радиоактивная пыль рассеялись по окрестным селам, никого об этом не предупредили и никому не оказали помощь. Это был маленький грязный советский секрет". И таких секретов было очень много.

Даже в настоящее время тех, кто раскрывает такие секреты, таких как бывший российский моряк Александр Никитин - судят как предателей. Никитин выражал возмущение по поводу затопления в море радиоактивных отходов.

Когда на прошлой неделе в Думе рассматривался вопрос о хранении ядерных отходов, члены фракции "Яблоко" потребовали провести референдум по данному вопросу. Однако на них никто не обратил внимания. 6 июня законопроект был одобрен подавляющим большинством голосов, однако мало кто из россиян верит заявлениям правительства о безопасности транспортировки и хранения отходов.

Тогда возникают вопросы технического характера. Есть ли у россиян инфраструктура, средства и необходимый опыт для безопасного хранения ядерных отходов? Эти вопросы остаются открытыми. Бывший советник по экологии бывшего президента Бориса Ельцина Алексей Яблоков заявил журналистам, что в стране есть лишь один состав, подходящий для транспортировки отходов. Финансовый вопрос по-прежнему остается одним из самых острых. Военные, несущие охрану у хранилищ ядерных отходов, не получают зарплату или получают ее с задержкой на несколько месяцев. "Это вызывает у нас наибольшее беспокойство, - заявил в 1999 году агентству "Франс-Пресс" генерал Игорь Валюкин. - Человек, имеющий дело с ядерным оружием, знает много секретов, и ему известны все подходы". Нет причин считать, что с тех пор ситуация улучшилась. Кроме того, эксперты, побывавшие на российских ядерных хранилищах, говорят, что они удивительно небрежно охраняются по сравнению с западными.

Наконец, существует опасность, что Ирак и другие бывшие советские друзья смогут в результате коррупции или плохого контроля получить в свои руки материалы, пригодные для создания оружия. Согласно недавнему докладу, подготовленному консультативным советом министерства энергетики США, угроза хищения ядерных материалов в России со стороны террористов или государств-изгоев - самая серьезная проблема для национальной безопасности США. И для Европы.

Эти вопросы должны занять одно из основных мест в повестке дня предстоящей встречи между Путиным и Бушем.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru