Вчера в Люксембурге министры иностранных дел ЕС были на волосок от дипломатической катастрофы. На заседании послов ЕС в пятницу Кипр объявил, что наложит вето на первый блок вопросов в переговорах о вступлении с Турцией, связанных с наукой и исследованиями. И только благодаря усилиям тайной дипломатии в конце прошлой недели и поиску компромисса в понедельник утром глава МИД Кипра отказался от заявленной блокады. "Кипр был сегодня одинок", - сказал один дипломат.
В ближайшие годы должны быть проанализированы 35 политически важных областей турецкого законодательства и юридической практики с целью выяснить, соответствуют ли они европейским стандартам. Считалось, что обсуждение первого блока вопросов - о соответствии турецкого законодательства европейскому в области науки и исследований - пройдет гладко и будет закончено в течение одного дня переговоров.
Однако ситуация заставила вспомнить кризисное заседание в ночь на 4 октября 2005 года в Люксембурге: тогда Австрия наложила вето на тот аспект переговоров, в котором оговаривалось, что конечной целью является полное членство Турции. 24 страны - члена ЕС придерживались единого мнения по этому вопросу, в том числе и Кипр. В конце концов Вена была вынуждена отступить.
Конфликт вокруг статуса занятого турками севера острова Кипр не исчерпан и будет выходить на первый план во время последующих обсуждений более сложных блоков вопросов. Как и раньше, греческий Кипр (Республика Кипр) продолжает блокировать в Совете министров ЕС вопросы по оказанию финансовой помощи оккупированному турками северу острова.
Анкара отвечает местью, не признавая Республику Кипр. Правда, турецкое правительство в своем заявлении теоретически расширило действие таможенного соглашения на 25 стран ЕС. Однако на практике Анкара не предоставляет кипрским самолетам и судам доступа на свою территорию.
За требованиями греческих киприотов изменить таможенное соглашение стоит, с одной стороны, принципиальная позиция, с другой - крупные суммы денег, поскольку самолеты Cyprus Airways вынуждены делать большой крюк в отсутствие разрешения пролетать над территорией Турции, а суда кипрского торгового флота, одного из крупнейших в мире, не могут швартоваться в турецких портах.
Однако важнее всего принцип национального государства: со времен окончания войны 1974 года между Анкарой и Никосией не существует дипломатических отношений. Таможенное соглашение стало бы первым шагом на пути к этому, и греческие киприоты постоянно выступают за его расширение. В этом случае Турция была бы вынуждена поддерживать отношения с двумя кипрскими государствами: международно признанной Республикой Кипр и признанной Анкарой Турецкой республикой Северный Кипр.
Республика Кипр, со своей стороны, хочет избежать признания Северного Кипра, чтобы не ставить под вопрос собственные претензии на единоличное представительство. И поэтому Никосия до настоящего времени препятствовала требованиям Анкары положить конец изоляции кипрских турков в обмен на расширение таможенного соглашения с кипрскими греками.
В совете сотрудничества ЕС-Турция, заседание которого проходило вчера, от Анкары в довольно жестких выражениях потребовали приступить наконец к выполнению обязательств. В конце года Комиссия подготовит доклад о том, выполняет ли Турция условия дополнительного протокола к таможенному союзу.