Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 июня 2006 г.

Ариэль Коэн | The Washington Times

Саммит Медведя и Дракона

В четверг члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) соберутся на свою пятую встречу в Шанхае, месте рождения евразийского блока. Несмотря на свое скромное экономическое начало, ШОС стала ведущим евразийским экономическим и военным блоком. К сожалению, она также приобретает все более антиамериканский характер.

В этом году почетным гостем ШОС станет иранский президент Махмуд Ахмадинежад, который будет добиваться полного членства Исламской Республики в блоке. Сейчас Иран является наблюдателем вместе с Индией, Пакистаном и Монголией. В двери ШОС стучится и президент Белоруссии Александр Лукашенко, с тем чтобы заполучить рычаги против своего единственного патрона, России.

Источники в Москве говорят, что полное членство не светит ни славянской диктатуре, ни шиитской теократии. Однако Ахмадинежад проведет встречи "один на один" с президентом Китая Ху Цзиньтао и российским президентом Владимиром Путиным. А российский министр иностранных дел Сергей Лавров пообещал, что на саммите не будет рассматриваться иранское ядерное досье.

США следует обратить внимание на такое потакание, ибо оно может свидетельствовать о росте дипломатической координации между Москвой, Пекином и Тегераном. О заинтересованности Москвы в расширении экспорта в области атомной энергетики и продаж оружия, а также о гигантских китайских сделках по импорту нефти и природного газа на сумму более 100 млрд долларов на протяжении 30 лет широко известно.

Шанхайский саммит также стал каналом для антиамериканских шагов. В прошлом году ШОС, подбадриваемая Россией и Китаем, приняла резолюцию, требующую вывода американских сил с военно-воздушной базы "Карши-Ханабад" в Узбекистане. В этом году Россия продиктовала Киргизии сроки и условия функционирования единственной оставшейся крупной американской воздушной базы в аэропорту "Манас" в столице Бишкек. Москва потребовала прекратить все разведывательные полеты и ограничить деятельность базы функцией дозаправки на пути в Афганистан. Она также поддержала киргизского президента Курманбека Бакиева в требовании 100 млн долларов гуманитарной помощи и повышении стоимости аренды базы в 6 раз.

Есть и хорошие новости. США понимают, что их присутствие в Евразии находится под угрозой. Америка расширяет свои связи с Казахстаном - крупным добытчиком нефти с самой либеральной в регионе экономической политикой. Во время майского визита в Казахстан вице-президент США Дик Чейни похвалил казахского президента Нурсултана Назарбаева, который управляет государством, замкнутым между двумя гигантами с империалистической историей, Россией и Китаем.

Казахстан добился независимости, преодолев множество трудностей. Среди них - создание суверенного государства из двух разных групп: мусульман-тюрков (казахов) и христианского православного русскоговорящего меньшинства - и переход к рынку после десятилетий центрального планирования. Казахстан также направил военных инженеров в Ирак и Афганистан и послал более 3 тыс. своих лучших и умнейших граждан учиться на Запад.

Члены ШОС остро нуждаются в политической модернизации и экономическом развитии. И здесь Казахстан может служить для них образцом. Он планирует вступить в ВТО и стать одним из 50 ведущих конкурентоспособных государств. Алматы, его деловая столица, переживает бум строительства, может похвастаться сияющими торговыми центрами и множеством новых машин. А экспорт нефти к 2012 году планируется довести до 3,5 млн баррелей в сутки - больше, чем у Ирана.

Вполне понятно, что Назарбаев пытается найти баланс между Медведем, Драконом и далеким американским Орлом. Недавно он направил письмо иранскому президенту, в котором расхвалил решение Казахстана отказаться от ядерного арсенала - четвертого крупнейшего в мире после развала Советского Союза. Он расширяет нефтепровод до российского порта Новороссийск, построил нефтепровод в Китай и ведет переговоры о транскаспийском трубопроводе, который свяжет трубопровод Баку-Джейхан из Азербайджана со Средиземноморьем.

Так что могут сделать США в противовес росту ШОС? Во-первых, Вашингтон должен признать, что у великих держав - Китая и России - есть прошлое, настоящее и будущее в этом стратегическом регионе. Они крайне остро реагируют на заявленные США интересы и неодобрительно смотрят на этого "выскочку-новичка". Вашингтон должен сформулировать персональные дипломатические послания с учетом всех нюансов для каждого из них.

Во-вторых, более длительные проблемы с радикальным Ираном должны оставаться на виду у участников шанхайского саммита. США должны убедить Пекин в том, что Россия втягивает его в антиамериканский блок, что противоречит долгосрочным интересам Китая. Если Иран не усмирить и не сдержать, он может еще больше поднять мировые цены на нефть, проводя агрессивную политику, дружественную террору, поддерживая джихадистов-исламистов и борясь с умеренными суннитскими режимами от Персидского залива до Марокко.

Здесь-то и пролегает геоэкономический конфликт между Россией и Китаем. Россия - производитель нефти высокой стоимости. Она заинтересована в нестабильности на Ближнем Востоке, которая удерживает высокие цены на нефть и увеличивает поступления в ее бюджет. Высокопоставленный советник Путина по внешней политике рассказал мне, что Россия будет тихо радоваться усилению ближневосточной нестабильности, так как цены на нефть могут подняться до 90 долларов за баррель и выше. Китай же, в свою очередь, - это остро нуждающаяся в энергии экономическая "электростанция", функционирование которой зависит от того, чтобы ближневосточная нефть оставалась как можно более дешевой.

Вашингтон должен сосредоточить внимание Москвы на геополитических последствиях агрессивного и вооруженного ядерным оружием Ирана, который, вполне вероятно, начнет распространять свое влияние вокруг южного "мягкого подбрюшья" России. В начале 1990-х Иран стоял за суннитской исламистской оппозицией в таджикской гражданской войне и посягает на Азербайджан. Иран, скорее всего, выступит против российской поддержки авторитарных и светских постсоветских правителей на Кавказе и в Центральной Азии.

Америка должна укреплять свои отношения с Казахстаном и тепло приветствовать президента Назарбаева, когда он прибудет с визитом в США в сентябре. США должны поддерживать демократизацию, соблюдение прав собственности и экономическую политику свободного рынка в Казахстане и, насколько возможно, в других странах ШОС, особенно в Киргизии и Таджикистане.

Казахстанской стратегии наращивания благосостояния и образования предстоит проделать немалый путь, чтобы искоренить рост радикального ислама. В Центральной Азии и во всем мире следует рассказывать об этнической и религиозной гармонии Казахстана.

Пока Америка ведет свою "длинную войну" с джихадистским террором и идеологией, она не может позволить себе конфликта с Россией и Китаем в Евразии. Поэтому Вашингтон должен заняться поиском путей установления диалога с ШОС в ее пятую годовщину - в противном случае он рискует пережить еще одно унижение от рук Москвы и Пекина.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник по российским и евразийским исследованиям и исследованиям в области международной энергетической безопасности в Heritage Foundation.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru