Подвергшись критике после тайной покупки компании Sulzer, предприниматель продолжает проекты своей компании Renova, утверждает его управляющий Томас Борер
Один из богатейших российских предпринимателей Виктор Вексельберг, чье состояние по различным оценкам составляет от 6 до 11 млрд долларов, "не имеет проблем в Швейцарии" и не собирается сокращать там свои инвестиции в пользу Австрии, хотя Вена и более активно работает с Россией, чем Берн. Томас Борер, бывший посол и управляющий принадлежащей Вексельбергу компании Renova, в понедельник воспользовался представившейся в ходе дискуссии об отношениях России и Швейцарии возможностью, чтобы успокоить многомесячную полемику вокруг швейцарских промышленных компаний "под российским прицелом".
Недоверие швейцарских инвесторов
Еще год назад никому не известный Виктор Вексельберг заявил о себе, когда выяснилось, что его компании Renova принадлежит 13,8% капитала компании Oerlikon, 13% - агентства недвижимости Züblin, и особенно когда российский миллиардер вместе с австрийскими финансистами Ронни Пециком и Георгом Штумпфом приобрел треть капитала компании Sulzer. То, как это было сделано - с использованием всех законных приемов для сокрытия накопления акций и опционов, - стало причиной бурной политической реакции, отставки директора кантонального банка в Цюрихе и расследования, начатого Федеральной банковской комиссией.
Renova - группа компаний, в которой около 100 тыс. человек работают на десятках предприятий, в том числе в ТНК (третий российский производитель нефти и газа) и СУАЛе (одном из десяти мировых гигантов в производстве алюминия) - ежегодно выделяет на инвестиции 1-2 млрд долларов, от 10 до 15% из которых размещены в Швейцарии. Пошли разговоры о других возможных покупках (Schweiter, Georg Fischer, SEZ, Rieter и др.), все чаще звучала критика по поводу непрозрачности сделок.
Если верить некоторым статьям, появившимся в прессе в середине мая, пока Федеральная банковская комиссия производила обыски в нескольких банках, Виктор Вексельберг, возмущенный недоверием, которое вызывают его швейцарские инвестиции, - и тем фактом, что его доходы подвергаются паушальному налогообложению, - заявил, что хочет переместиться на более гостеприимные земли.
Третья фаза глобализации
Все в порядке, заверяет Томас Борер, защищая тактику, использованную для покупки трети капитала Sulzer. "Если бы операция осуществлялась в пользу крупной швейцарской компании, все бы сказали: здорово получилось! Мы действовали в рамках закона, и если закон изменится, мы первыми начнем сообразовывать с ним свои действия". По мнению управляющего Renova, критика последних месяцев направлена, прежде всего, против австрийских партнеров Виктора Вексельберга. "Я не думаю, что в Швейцарии враждебно относятся к Renova", - добавил он.
Однако он признал, как и другие участники спора, что пропасть между экономическими отношениями России с Западом и политическим климатом растет. "6000 участников недавнего Экономического форума в Санкт-Петербурге и рекордный рост иностранных инвестиций за первые пять месяцев 2007 года показывают, что деловые круги не разделяют недоверия политиков", - считает Юрий Хромов, глава российского торгового представительства в Швейцарии.
По данным федерального таможенного управления, швейцарский экспорт в Россию в 2006 году вырос на 43,9% по сравнению с предыдущим годом, а российские экспортные поставки в Швейцарию - на 91,2%.
"После покупки предприятий в развивающихся странах западными инвесторами и последующей локализации мы вступаем в третью фазу глобализации. Теперь развивающиеся страны инвестируют средства в нашу экономику, и наоборот. Мы нуждаемся друг в друге и можем извлекать взаимную выгоду", - заявил Томас Борер.