Его приоритетные задачи практичны, но неопределенны
Он путешествует по всему миру. Он бродит по Сети. Он в бешеном темпе встречается с иностранными лидерами.
А когда российский президент Владимир Путин не колесит по миру - наведываясь на Кубу и в Канаду, в Северную Корею и Японию, в Австрию и на Украину, в Южную Корею и Вьетнам - он работает над соглашениями с лидерами государств всего мира и принимает их в Кремле.
Вчера Путин заверил президента Ирана Мохаммада Хатами, первого иранского лидера, посетившего Москву за последние 40 лет, что Россия, не взирая на протесты США, будет продолжать продавать Тегерану оружие.
Говорить и делать то, что не нравится Соединенным Штатам - постоянная составляющая сумасшедшего графика Путина. Но многие аналитики утверждают, что его фанатичные усилия сделать Россию игроком на мировой сцене пока все-таки не складываются в единую концепцию внешней политики.
Путин пытается укрепить позиции страны и решить некоторые периферийные, краткосрочные, прагматичные задачи. Но большинство наблюдателей единодушно в том, что его путешествия не отражают четко сформулированную концепцию российских национальных интересов. Кроме того, лидер не делает попыток обосновать свои поездки для россиян. Скорее всего, речь идет, выражаясь словами журналиста Андрея Колесникова, освещающего внешнюю политику в московской газете "Известия", об "имитации деятельности".
"Страна будет действовать, так сказать, как кулак, представляя и защищая свои внешнеполитические интересы", - воинственно заявил Путин в ходе своего визита в Сеул, состоявшегося в начале марта.
Но в чем в данный момент состоят российские интересы? Даже российские политики, которые вроде бы должны это знать, признаются, что им это не известно.
"Дипломатия Путина - это интенсивная дипломатия, которая не имеет никакой явной структуры и которую он активно проводит во всех сферах", - сказал на прошлой неделе репортерам заместитель председателя комитета обороны нижней палаты российского парламента Алексей Арбатов.
"Непонятно, каковы внешнеполитические приоритеты Российской Федерации, - заявил Арбатов. - Год очень интенсивной дипломатической деятельности не дал ясной картины, в чем состоят эти приоритеты - ни относительно регионов, ни относительно проблем".
Путин четко определился по одному вопросу: Россия выступает против плана США по созданию национальной ПРО. В ходе своих зарубежных поездок он попытался переманить на свою сторону многие государства. В отличие от своих генералов Путин не делал угрожающих заявлений о том, что сделает Россия, если Соединенные Штаты возьмутся реализовывать свои планы. Однако он не выражал бурного энтузиазма по поводу возможностей совместных инициатив, как это делал его предшественник, Борис Ельцин.
"Я очень надеюсь на то, что здравый смысл и глубокое понимание национальных интересов в сфере безопасности должны привести и нас, и наших американских партнеров к позитивному поиску и к конечному результату, к совместному", - такое типично неопределенное замечание сделал Путин на прошлой неделе, в ходе интервью в интернете.
Исчезла задача первых лет президентства Ельцина: интегрировать Россию в сообщество западных стран. Путин, ставший и.о. президента в канун Нового 2000 года, когда ушел в отставку Ельцин, никогда не говорит об этом. Но Путин никогда не говорит открыто и о конфронтации с Западом, что часто делал Ельцин в последние годы своего пребывания на высоком посту.
"Я думаю, что перед этим человеком... стоит выбор, который очень сложно сделать по огромному количеству причин - например, стоит ли России стремиться объединиться с Западом, или ей нужно двигаться в каком-либо ином направлении", - заявил Дмитрий Тренин из московского Центра Карнеги.
В данный момент проблема заключается в том, что администрация Буша младшего тоже не знает, что ей думать в России. А определенные события - особенно тот факт, что министр обороны Доналд Рамсфелд не слушал выступление россиян на конференции по безопасности в Европе, которая прошла в феврале в Мюнхене - говорят московским аналитикам о том, что Вашингтон порой не обращает на эту страну внимания.
Арбатов считает, что в обстановке взаимного недоверия стороны могут инициировать стремительный рост количества неправильно понятых сигналов. Никто не ждет начала второй Холодной войны - Россия не может себе этого позволить - но испорченные отношения не будут полезны ни для одной из стран.
В течение последних недель Москва посылала бомбардировщики на границы воздушного пространства с Норвегией и Японией и испытала несколько межконтинентальных баллистических ракет во время учений, имитировавших войну с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Российские генералы продолжают говорить о том, что армию очень легко реформировать так, чтобы российский арсенал стратегических вооружений мог разрушить любую американскую ракетную оборону, предзнаменование нового витка гонки вооружений. Российская контрразведка продолжает разоблачать западных шпионов.
Обещание продолжать продажу оружия Ирану - Вашингтон причисляет эту страну к "государствам-изгоям" - сделанное вчера Путиным несмотря на активное давление со стороны США - еще один признак новоявленной независимости России. Москва прекратила продавать оружие Ирану в 1995 г., заключив секретную сделку с Соединенными Штатами.
Путин пытается восстановить дружбу советских лет с такими странами, как Северная Корея, Вьетнам и Куба, он заключил контракты по продаже оружия, "мирные договоры", а также антиамериканские стратегические альянсы с Китаем и Индией. Эти действия вызвали тревогу в Вашингтоне. Даже недавнее предложение Путина создать систему противоракетной обороны для Европы в качестве альтернативы предложению США было воспринято как попытка сыграть на противоречиях, порой возникающих между трансатлантическими союзниками - тактика, которую часто применял Советский Союз.
Но означает ли это, что российская внешняя политика заключается в противостоянии интересам США? Большинство аналитиков считает, что нет.
"В течение всего постсоветского периода у России никогда не было внешнеполитической концепции, - считает Борис Макаренко из Центра политических технологий. - Были лишь достаточно спонтанные реакции на внешние события. Самой высокой идеей была реакция на господство США, начавшееся вместе с окончанием Холодной войны".
В Кремле Путина считают, что "место за столом" в западных политических, военных и экономических клубах, завоеванное Россией во времена Ельцина не компенсирует потерю международного престижа, от которой Москва страдает после того, как в 1991 году развалился Советский Союз. Действия Путина направлены вроде бы на то, чтобы восстановить имидж России как игрока на международной арене.
Макаренко утверждает, что именно поэтому Путин ездил в Северную Корею в начале мая. Многие неправильно восприняли этот визит, посчитав его возвращением к советским политическим методам. Макаренко утверждает, что Путин использовал достигнутое в Пхеньяне соглашение, приехав на прошлой неделе в Южную Корею. Он смог предложить Сеулу контракт по строительству трубопровода, о котором договорился на севере.
Для Москвы, которая пытается решить проблему своего долга Сеулу, составляющего порядка $2 млрд, хорошо иметь возможность что-либо предложить взамен - например, хорошие отношения с Севером.
Во время другой поездки, состоявшейся на прошлой неделе, тоже появились возможности для будущих коммерческих сделок. Вьетнам с радостью купит российские танки и примет участие в нескольких нефтяных проектах, если Москва спишет большую часть долга Ханоя, составляющего $11 млрд. Долг был накоплен в те годы, когда Вьетнам был государством-клиентом Советского Союза. Для Путина решение о возмещении было приятным моментом, во время церемонии толпа из 10 000 вьетнамцев, получивших образование в советских универсистетах, скандировала на русском: "Да здравствует вьетнамско-советская дружба!"
"В области стратегии у России нет внешней политики, - считает Макаренко. - В области тактики страна стала более последовательной; мы видим более последовательную реализацию интересов относительно мелкого масштаба".
Но значит ли это, что преследуя эти интересы, Россия может снова начать относиться с Соединенным Штатам и НАТО, как к своим потенциальным врагам?
"Они еще не определились, - сказал Тренин. - Если присмотреться к Путину и Игорю Иванову и понять, что думает российская элита, то становится ясно: эти люди еще не приняли решения".
"Они считают, что могут продолжать старую политику свободного агента; что Россия - великая держава, что Россия ни с кем не объединяется, что она может плавать по морям под собственным флагом, - объясняет Тренин. - С некоторых пор это стало невозможно, однако люди на корабле "Россия" только сейчас начинают это понимать".