В октябре 1715 года Никита Демидов, крепостной, разбогатевший на Уральских рудниках, прибыл ко двору Петра Первого, чтобы выразить свое почтение царице, подарившей царю сына. Демидов привез два подарка: сто тысяч рублей серебром и несколько золотых пластин с изображением бегущих и дерущихся зверей. Пластины были найдены в курганах, могильных холмах в степных районах Центральной и Северной Азии. Скорее всего, Демидов приобрел эти вещицы, которых раньше в Москве никто не видел, у тех, кого называли "бугровщиками" - мародеров, грабивших могилы за Уралом.
Эти расхитители гробниц были организованы намного лучше своих итальянских коллег: мастера своего дела собирались в группы и уходили на раскопки на 20-30 дней не только летом, но и в суровые морозные зимы. Они систематически обнаруживали и грабили все встречавшиеся на их пути курганы. Большая часть культурных исторических ценностей, выполненных из золота и серебра, переплавлялась. И лишь некоторые экземпляры, поражавшие оригинальностью форм и узнаваемостью изображаемых животных, сохранялись и затем продавались местным любителям на вес.
Подарок Демидова спас от уничтожения то, что осталось от этого необычного вида изобразительного искусства. Потрясенный красотой подаренных предметов и осознавший их историческую ценность, Петр приказал поместить пластины в Кунсткамеру, где хранились все необычные предметы, найденные на территории Империи. Кроме того, он сразу же издал указ, обязывавший губернатора Сибири Гагарина найти, сохранить и направить в Москву ?все древнее и необычное?, что будет найдено при раскопках курганов, где, согласно легендам, были захоронены благородные воины незапамятных времен, одетые в золотые доспехи и похороненные вместе с женами, слугами и конями.
Во второй половине XVIII столетия вся коллекция, собранная из исторических ценностей, относящихся к периоду от VIII до III веков до н. э., была передана в Эрмитаж. С тех пор эта коллекция считается гордостью музея. Она хранится в бронированных комнатах. Ей также часто любуются, как ?Танцем? Матисса или известными полотнами Пикассо.
В 1977 году в Италии с большим успехом прошла выставка ?Золото скифов?. Экспозиция была представлена 100 предметами, входящими в коллекцию. С таким же энтузиазмом была встречена экспозиция ?Золото Киева?, представленная во Флоренции десять лет спустя. В настоящее время в замке Мирамаре в Триесте развернута последняя и самая впечатляющая выставка этой серии: ?Сибирь - люди с берегов замерзших рек?, подготовленная Григором Арборе Папеску, одним из крупнейших специалистов в области восточно-европейской культуры, чрезвычайно талантливым организатором различных выставок.
Для того, чтобы решиться на поездку в Триест, достаточно было выставить такие произведения искусства, как головной убор из кожи, меха и золота, расписанные фетры, использовавшиеся как нагрудники для лошадей, а также великолепные маски для лошадей. Все эти предметы были найдены во льдах Пазырика, на Алтае.
Регион распространения анималистического искусства простирается за пределы степных районов Сибири: вся полустепная полоса, протянувшаяся от среднего течения Дуная до Желтой реки, через пустынные районы Туркмении, Казахстана, через ужасный Такламакан и Гоби, большие реки и зеленеющие пастбища Средней Азии, огибающая легендарный Тянь-Шань, Голубые горы, где все еще проживают киргизы, последние кочевники, до горных хребтов Алтая. Ни один кочевой народ и не мечтал о постоянном владении этим огромным пространством. Этот район использовался как огромное пастбище. Его из края в край пересекали стада и табуны, а также наездники, никогда не покидавшие седла.
Тех, кто впервые встречался с такими всадниками и наблюдал за их маневрами, поражали уверенность, с которой они передвигались, и исходящая от них скрытая опасность. Ведь кочевники, всегда были , по крайней мере, потенциально, армией, готовой без всякого предупреждения и в любой момент вступить в бой, применяя технику, очень похожую на ту, что применяется во время охоты: обнаружение, окружение и истребление животного.
По их мнению, возделанные земли не идут ни в какое сравнение со степью, где живут свободные люди. Эти земли - лишь результат тяжелого труда людей, ставших рабами земли. Без всякого злого умысла Чингиз Хан превращал в пастбища посевы проса на китайских равнинах, но он прекратил предпринимать какие-либо насильственные действия после того, как кто-то убедил его, что возделанные поля приносят больше золота, чем травы для лошадей.
История Средней Азии и, в некоторой степени, северных районов Азии переплетается с историей других кочевых народов: скифов, сарматов, монголов, турок, тунгусов. Несмотря на различные корни, искусство, созданное этими народами, имело много общего, потому что являлось отражением жизни, которую они вели. Не имея постоянных мест жительства, поселков или деревень, даже домов, они были постоянно в пути и могли иметь при себе лишь самое необходимое. Кочевники не знали, или просто не создавали скульптурных изображений (исключением были человекообразные стелы, сооружавшиеся рядом с могилами). Кочевники обходились без живописи и барельефов. Вся творческая фантазия сосредоточивалась на создании маленьких предметов, легких и ценных, что свидетельствовало о подвижной жизни владельцев, о том, что их свободу ничто не сковывает, если не считать коня, ближайший набег, смену времен года и животных. Именно этим объясняется разнообразие доспехов и боевого оружия, (сабель, кинжалов, клинков из дамасской стали). А также изобилие украшений для людей и коней: пуговиц, подвесок, колец, цепей, серег, подносов, кадильниц, ковров, пряжек, украшений для меховой одежды.
На выставке в Триесте, самой полной и гармоничной из всех, что проводились ранее, с подробным и содержательным каталогом, демонстрируются также мумии, маски и саркофаги, представляющие, прежде всего, антропологический интерес.
С момента ее открытия не прекращались дискуссии об истоках и распространении анималистического искусства, о его происхождении, о том, насколько независимым оно было от художественных течений других, оседлых, народов. Вряд ли эта тема увлекательна - из-за огромного числа двусмысленных понятий, начиная с самого названия ?анималистическое искусство?. На ассирийских барельефах, хранящихся в Британском музее, запечатлены многочисленные великолепные сцены охоты. Изображения животных, львов, пантер, выполнены в великолепной технике. Но, даже если такой известный ученый, как Рене Груссе, пишет в своем самом классическом труде о степных кочевниках, что искусство скифов появилось благодаря именно таким сценам, на самом деле, характерные особенности произведений, найденных в Средней Азии или в Сибири, с эстетической точки зрения, крайне далеки от произведений, созданных в Месопотамии, отличающихся четкостью линий и экспрессией.
Следует понять, что кочевников, какими бы не были их происхождение и культурные традиции, объединяла поразительная способность замечать все, что дает дикая природа, и четко воспроизводить увиденное. Изображения волков, преследующих антилоп, сражающихся друг с другом оленей, бегущих коней с развевающимися на ветру гривами, диких зверей, нападающих на скот, передают силу и черты настоящих животных. Эти изображения выполнены в натуралистической манере, но одновременно с этим, они служат отражением религиозных понятий. В соответствии с тотемико-магическими канонами, фигурки выглядят изогнутыми и деформированными.
Необычность степного искусства заключается в слиянии двух противоположных тенденций через динамизм и внутреннее напряжение, благодаря которым в произведениях ощущается истинная трагическая сила.