Все началось с появившейся в августе 1988 года заметки в газете Libération, в которой говорилось, что в соответствии с духом гласности КГБ прекратило глушить иностранные радиостанции, любит рассказывать Жорж Полински. С тех пор прошло семнадцать лет, и этот француз, партнер компании Lagardère, может с гордостью называть себя владельцем крупнейшей сети коммерческих FM-радиостанций в Москве и Санкт-Петербурге: это тысяча передатчиков по всей России и 23 млн слушателей в неделю.
В пятницу Lagardère и Полински объявили о покупке четырех радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга: это "Радио 7", "Мелодия", "Эльдорадио" и "Канал Мелодия", которые обеспечивают компании 18,6% объема вещания в Москве и 19,6% в Санкт-Петербурге. "И наша цель - еще больше расширить российский рынок", - заявил в пятницу Жорж Полински, имевший все возможности наблюдать за удивительными изменениями в стране.
"Вера"
Пионер французского FM-эфира, создатель первых пиратских радиостанций 70-х (Radio Campus в Лилле, Radio libre 44 в Нанте и др.), а позднее - сети радиостанций Kiss FM, Жорж Полински создал в Москве в 1990 году радиостанцию "Европа Плюс". Она стала "королевой" иностранной поп-музыки в России. Вот уже несколько лет от нее не отстает (по мере старения российской FM-аудитории) "Ретро FM" - аналог российского Радио "Ностальжи". Купив еще четыре радиостанции за сумму, равную "многим миллионам долларов", Полински и Lagardère подчеркивают, что они "верят в эту страну, в ее экономику и ее руководство".
Жорж Полински не скрывает, что он является поклонником президента Путина, с которым он познакомился еще в 90-е годы, когда он создавал "Европу Плюс" в Санкт-Петербурге, а Путин отвечал за контакты мэрии с иностранными инвесторами. "С тех пор Путин мало изменился, он не забывает людей, с которыми был знаком тогда, и для меня это очень позитивный знак", - говорит Жорж Полински. Он утверждает, что "никогда ничего не просил" у президента, но признает, что "установил правило" для журналистов своих радиостанций: "По Путину не бьем. Это свой".
"Это не означает, что мы не можем его критиковать", - уточняет президент компании Europa Media Group. Он называет свою группу самой "независимой" на российском рынке, отмечая, что ее главные соперники связаны с нефтяными или газовыми гигантами: так, группа RMG (Russian Media Group), контролирующая, в частности, "Русское радио" - главную станцию российского шансона, считается близкой к нефтяной компании "Лукойл", а "Эхо Москвы" - последняя в России критическая информационная радиостанция - контролируется "Газпромом".
"Довольно дикий рынок"
"Российский рынок остается пока довольно диким, - признает Жорж Полински. - Здесь по-прежнему происходят махинации с НДС, ходят по рукам конверты с наличными деньгами, практикуются взаимные услуги... Рекламный рынок непрозрачен". В то же время в Москве рынок FM-вещания является одним из самых "конкурентных" в мире: около 45 радиостанций ведут борьбу за еще молодую (в частности, с точки зрения покупательной способности) аудиторию. Но перспективы роста велики, и это вселяет желание преодолевать трудности. В 2005 году совокупный оборот российского рекламного рынка составлял лишь 5 млрд долларов против 13 млрд во Франции. При этом рынок радиовещания в России в том же году составлял всего 300 млн долларов против 1 млрд во Франции, "с аппетитом" отмечают руководители Europa Media Group.