Сейчас, когда Россия все крепче вцепляется в Крым, звучат призывы применить новейшее стратегическое оружие США - энергоносители, пишет обозреватель The Financial Times Эд Крукс. Американские республиканцы убеждают Белый дом ослабить ограничения на экспорт газа и нефти, чтобы пошатнуть позиции России на мировом рынке.
Потенциально идея привлекательная: США смогут оказать влияние, не применяя военную силу, но, увы, в реальности все сложнее, подчеркивает автор.
Либерализация экспорта из США недостаточно скажется на российских доходах от нефти. Правда, в среду США намекнули, что могут раскупорить стратегические нефтяные резервы. "Тут возможен более мощный эффект, однако одновременно он ударит по нефтепромышленности США и таким союзникам, как Саудовская Аравия", - говорится в статье.
Экспорт сжиженного газа из США тоже не сможет кардинально изменить соотношение сил. Автор перечисляет сложности: США не в состоянии заместить своим экспортом весь российский газ в Европе, строительство новых комбинатов по сжижению газа в США обходится дорого.
И еще один тревожный нюанс: "Если заработают все проектируемые комбинаты СПГ, они будут тратить более половины газа, добывающего в США на данный момент. Цены подскочат, американские экспортные товары потенциально утратят конкурентоспособность".
К тому же много американского СПГ обещано компаниям из Азии на основе долгосрочных контрактов.
И наконец, "в отличие от России, в США газовая промышленность независимая и стремится к максимальной прибыли, и администрация США не может решать, куда отгружается СПГ или сколько он стоит". Более того, европейским покупателям придется конкурировать с японскими, а это означает платить на 37% больше, чем они сейчас платят за СПГ, и на 63% больше, чем за российский газ, поступающий по трубопроводам.
Автор заключает: импорт СПГ ослабит угрозу последствий от возможной "газовой войны", но не заставит европейские страны равнодушно смотреть на отношения с Россией.