Свобода передвижения иностранцев по территории России - одно из главных завоеваний перестройки конца 80-х - начала 90-х годов - подвергается ревизии в России Владимира Путина.
Этот процесс пользуется поддержкой со стороны народа и крупных монополий, навязывающих свою волю как отдельным городам, так и целым территориям. Тенденция к возврату "закрытых зон" нашла свое отражение в правительственном распоряжении, ограничивающем доступ иностранцев в значительную часть Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Этот регион, богатый природными ресурсами, играет важную роль в деятельности российской монополии "Газпром".
В ноябре Россия закрыла для иностранцев Норильск. Город металлургов Магнитогорск хочет последовать его примеру. Ограничения на посещения Норильска и ЯНАО касаются всех иностранцев, однако, скорее всего, они направлены на ограничение притока иммигрантов из бывших советских республик.
В телефонной беседе представитель администрации ЯНАО подчеркнул, что правительственное распоряжение касается более половины территории округа, то есть более 750 000 квадратных километров. По его словам, ограничения направлены не против жителей западных стран, а против неконтролируемой иммиграции из стран СНГ, таких, как Казахстан, Украина и Молдавия.
"Мы хотим контролировать ситуацию на нашем рынке труда, чтобы к нам не приезжали те, кто нам не нужен", - подчеркнул вице-губернатор ЯНАО Алексей Артеев.
По словам Артеева, в ходе недавнего рейда, проведенного местными правоохранительными органами, из ЯНАО было выдворено "более 800 выходцев из стран СНГ".
Проживающий в Норильске преподаватель истории, армянин, недавно заявил, что решение о закрытии территорий развязало руки сотрудникам милиции, "которые дают выход своим садистским наклонностям".
По словам преподавателя, руководители комбината "Норильский никель" диктуют свою волю местным властям и блокируют приток врачей в регион, где процветают СПИД и венерические заболевания. "В России строится новый железный занавес", - считает директор центра миграции и права Светлана Ганнушкина, по мнению которой новая миграционная политика правительства противоречит интересам России, как страны, переживающей серьезный демографический кризис.