Исследования, проведенные союзами защиты прав потребителей, показывают, насколько бессовестно были обмануты покупатели.
Немцы возмущены. Почти через пять месяцев после введения наличного евро люди все более убеждаются, что евро является причиной роста цен.
Растущую досаду отмечает также федеральное статистическое управление. "Впечатление, что товары повседневного спроса стали дороже, это не заблуждение, - сказал нашему корреспонденту Хайнц-Петер Ханнаппель из федерального статистического управления. - И это опасно".
До сих пор федеральное управление старалось уйти от темы подорожания, связанного с введением евро. В начале марта оно опубликовало свое очередное заключение: "На общий индекс цен и уровень жизни населения Германии введение наличного евро... значительного влияние не оказало". Так, как говорится в заключении, рост цен с учетом указанных обстоятельств составил "в январе 2002 года 1,6%, то есть соответствовал тенденциям последних месяцев".
Теперь федеральное управление прозрело и переориентировалось. "До сих пор мы считали, что у нас нет возможности ежемесячно исследовать повышение цен, вызванное введением евро, - говорит Ханнаппель. ? но ведущаяся сейчас дискуссия стала для нас поводом, чтобы провести новое исследование".
Ханнаппель в статистическом управлении возглавляет службу, отвечающую за мониторинг цен. В частном порядке его упрекали в том, что он приуменьшает рост цен. "Меня как-то попробовали пристыдить, так как кое-кто из моих знакомых посчитал, что отдельные цены выросли более чем на 30% - говорит Ханнаппель. - Но более чем на 30% ? это, конечно, рекорд".
"Рекордом" по Ханнаппелю является и то, что кое-где кочанный салат сегодня стоит в евро столько же, сколько раньше в марках. Это почти 100-процентное подорожание. Уже сегодня, подтверждает Ханнаппель, факты роста цен "получили достоверное подтверждение". Выше среднего подскочили цены на овощи (на начало года) ? примерно на 18,3%. Это "в какой-то степени", как говорит он, "сезонное явление". Молочные продукты подорожали на 7 - 8 %, хлеб ? на 4%, гастрономия ? на 3,9% (данные за январь).
В результате исследования, проведенного по заказу радиостанции WDR2, был зафиксирован существенный рост цен в ресторанах и пивных: "В 80% случаев отмечено подорожание до 30%". То же самое касается предприятий "быстрого питания".
Многие ругаются. "Определенный сорт мороженного, который ровно год назад стоил 2,39 ДМ, предлагается теперь по "льготной цене" в 2,22 евро, - возмущался на этой неделе ценами в супермаркетах Вольф-Дитер Лоос из Дармштадта. - 500 грамм неочищенного арахиса стоит теперь в евро столько же, сколько год назад стоил в марках один килограмм. Примеры можно приводить бесконечно".
Харальд Мюллер из Берлина тоже возмущен до глубины души: "... как будто это совершенно нормально, что 9,98 ДМ внезапно превращаются в 6 евро. Торговцы безжалостно задрали цены при переходе на новую валюту. Я чувствую себя одураченным", - написал он на этой неделе в своем письме в журнал Spiegel.
В Гамбурге клиенты торгового центра "Эльба" возмущаются тем, что плата за стоянку почти удвоилась. Но хозяев это не трогает: они старые цены стали просто обозначать не в марках, а в евро. Теперь первый час стоянки стоит уже не 50 пфеннигов, а 50 центов. В некоторых химчистках чистка рубашки обходится уже не в 3 ДМ, а в 2 евро ? удорожание почти на одну треть.
Сначала союзы защиты прав потребителей, как и федеральное статистическое управление, считали, что проблема подорожания уйдет в прошлое вместе с одновременным хождением двух валют. Переходный период, когда в Германии находились в обращении как старая марка, так и новый евро, закончился 28 февраля.
Теперь Центр защиты прав потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия озаботился жалобами клиентов на рост цен. Возглавляет это направление Тео Вользинг. Центр составлял список из 1369 жалоб, где в алфавитном порядке приведены наименования фирм, вызывающих нарекания. Этот список имеется в распоряжении нашего издания. Каждую фирму попросили дать ответ на каждую отдельную жалобу.
Вользинг говорит: "Когда клиенты обращают внимание продавцов или кассиров на рост цен, те часто отвечают, что это вызвано введением евро. Фирмы в своих заключениях, конечно же, это оспаривают".
Вользинг приводит примеры: одна торговая сеть продавала в своих магазинах нитки, которые стоили 3,99 ДМ, за 3,99 евро, сваливая вину за рост цен на производителя. Телевизор, продававшийся раньше за 569 ДМ, внезапно стал стоить 569 евро. И это тоже вменяется в вину производителю.
Очень много жалоб поступает на подорожание напитков. И это торговля объясняет введением евро.
Часто рост цен не слишком заметен. Так, одна фабрика-прачечная брала раньше за стирку прямого белья 7,90 ДМ. Теперь она требует 4,20 евро. Что, по подсчетам Центра, соответствует 8,21 ДМ. "Типичное явление", - говорит Вользинг. Фирма оправдывается: "Повышение цен произошло в связи с переоборудованием автоматов на прием евро".
То, что особенно нервирует людей, это, по опыту Вользинга, цены на некоторые продукты: "Пицца, продававшаяся по 14 ДМ, стоит теперь 9 евро (вместо 7,16 евро). Очень много жалоб поступает на точки, где продаются шаурма и пицца".
А торговля? "Она вопит, что люди с введением евро перестали делать покупки", - говорит Христиан Фрончак из Федерального объединения союзов потребителей в Берлине. Но не виновата ли торговля в том подавленном настроении, которое сегодня распространяется по стране?