На следующей неделе Майкл Мур, а с ним и канал НВО (американский кабельный телеканал. - Прим. ред.) вернутся на набережную Ля Круазетт, этот последний островок независимости, который позволил Гасу Ван Сэнту получить в прошлом году Золотую пальму за своего "Слона". Этот фильм вновь выставлен на конкурс, на котором он будет бороться с лентой Стивена Хопкинса "Жизнь и смерть Питера Селлерса".
Каннский фестиваль всегда отдавал предпочтение маргинальным представителям американского кино. Эта его позиция обижала Голливуд, который в прошлом под любым предлогом отказывался привозить в Канны свои главные шедевры. Такими предлогами были, например, первая и вторая войны в Заливе.
Поэтому сейчас, когда американская армия все глубже увязает в Ираке, организаторы фестиваля не без трепета готовятся открыть для себя "Шрек-2", а также внеконкурсный римейк классического "ужастика" Джорджа А. Ромеро "Зомби" и "Трою" - экранизацию "Илиады", в которой сцены развертывания войск на фоне пустынных пейзажей напоминают кадры телевизионных репортажей из Багдада или Басры.
Но можно ли считать "Трою" крупным антивоенным произведением, которое нужно непременно ставить в один ряд с очередным памфлетом Майкла Мура о Джордже Буше? Вовсе нет! Ведь кто такой Гомер для режиссеров? В лучшем случае - бородатый старик эпохи античности, давший имя Гомеру Симпсону, знаменитому персонажу мультфильма. И, несмотря на благие намерения вспомнить о сомнениях Ахилла и его соратников, Вольфганг Петерсен в своей воинственной ленте лезет из кожи вон, чтобы доказать: творение Гомера интересно не изображением конфликта между воинами и богами (от богов режиссер вообще отказался), а рассказом о "самой великой битве в истории".
Жан-Люк Годар, чье возвращение на набережную Ля Круазетт с внеконкурсной лентой "Наша История" горячо приветствует французская пресса, не без ехидства комментирует выход появления голливудской "Трои", учитывая, что "Илиада", в отличие от "Одиссеи", никогда по-настоящему не вдохновляла мастеров кино.
На вопрос о том, почему слово "американский" он берет в кавычки, Годар в интервью журналу Cahiers du cinéma отвечает: "Я надеялся, что "Хвала любви" (его предыдущий фильм. - Le Temps) по крайней мере привлечет внимание к неправильности, заключенной в этом слове, и к тому, что жители США не имеют названия. Именно поэтому они начали войну в Ираке: хорошо, когда нефть покрывает издержки военной экспедиции, но главная причина в том, что они пытаются найти то, чего им не хватает - у них нет корней, они пришли ниоткуда, и это их пугает. Они должны идти туда, где, говорят, началась история. Именно в этот момент Голливуд производит на свет "Трою" - все это то же самое, что они принимают за некое начало, тогда как этого начала нет. Начало связано с желанием быть уникальными, не иметь аналога. Мы имеем дело с мифом, психозом поиска корней".
Трудно не поаплодировать этой теории, посмотрев "Трою". Да, впечатляют спецэффекты, на которые Питера Джексона вдохновил "Властелин колец". Да, нужно отдать должное физическим усилиям Брэда Питта (Ахиллеса), Орландо Блума (Париса), Дианы Крюгер (Елены) и Эрика Баны (Гектора).
Но что еще прячет в себе этот голливудский троянский конь за 175 млн долларов? Режиссер отказался от "неудобных" богов, присутствующих в гомеровском тексте. Бедные диалоги призваны подчеркнуть единственное желание всех персонажей: обрести бессмертие и удостовериться, что их имена переживут века.
Неважно, что единственный путь к этой цели - умереть молодым на войне, в которую ты не веришь. Видимо, ничего лучшего Голливуд не мог придумать, чтобы подбодрить погрязших в иракском болоте американских солдат и утешить их семьи.
Центральный элемент картины - ее сценарий. Дэвид Бениофф, автор сценария лучшего фильма Спайка Ли "25-й час" (посвященного трагедии 11 сентября), решил "ужать" Троянскую войну во времени. В начале "Илиады" Гомер упоминает о том, что греки осаждали Трою десять лет без передышки. В фильме Троянская война длится несколько дней, ну самое большее - месяц!
Следовательно, бушевская мечта о молниеносных войнах еще жива. Но нужно было потратить 175 млн долларов и превратить Ахиллеса в предка всех калифорнийских серфингистов, чтобы продолжать верить в этот миф.