Жестокие видеокадры казни Ника Берга ставят перед газетчиками вопрос, острота которого с каждым днем возрастает: стоит ли публиковать фотографии казней, убийств, пыток, насилия? Этот вопрос, такой же старый, как и сам жанр фоторепортажа, приобрел особую актуальность в последние четыре года в связи с экспансией терроризма, жестокая эффективность которого прямо пропорциональна его "зримости" в СМИ. Вопрос стал чрезвычайно актуальным, но от этого не стало легче его решать.
Дискуссии. Каждый новый инцидент вызывает горячие дебаты в редакции Libération; судя по всему, так же обстоят дела у наших коллег в прессе и на телевидении. Будем или не будем мы публиковать ту или иную "картинку"? Если да, то в каком редакторском обрамлении? Если нет, то почему? Наша линия поведения определяется в каждом конкретном случае. Мы пытаемся учитывать этические соображения (не шокировать понапрасну читателя, соблюдать законы печати и др.) и контекст (в каких условиях, кем, с какими намерениями были сделаны фотографии).
Ставить такие вопросы тем более необходимо, что эти "картинки" регулярно используются в пропагандистских целях, в целях манипуляции и прямой фальсификации фактов. Будь то теракты, захваты заложников или - как сегодня - пытки в Ираке, мы пытаемся следовать этому этическому и вместе с тем прагматическому подходу, держаться как можно ближе к правде фактов.
Разумеется, это не означает, что мы безупречны или что наша бдительность никогда нам не изменяет. Так, например, в начале второй интифады, поверив ошибочному комментарию одного фотоагентства, мы опубликовали фотографию раненого израильского юноши, которого выдали за молодого палестинца.
Теракты 11 марта в Мадриде также стали поводом для дебатов, причем не только в редакциях, но и в читательской среде. После жаркой дискуссии мы решили опубликовать достаточно страшный фотоснимок последствий теракта, на котором был виден труп женщины, зажатый между смятыми железными листами взорванного вагона. Однако мы не поставили этот снимок на первую полосу, на которой предпочли поместить фотографию двух молодых супругов - раненых, но живых.
По нашему представлению, жизнь сильнее "Безымянного террора" (заголовок-шапка следующего номера газеты). Некоторые читатели, шокированные первым снимком, обвинили нас в том, что мы вторично убили людей, уже убитых самым подлым образом. Другие, напротив, заявляли, что нужно показывать реальность такой, какова она есть. Американские читатели писали нам, что они были даже огорчены полным отсутствием фотографий жертв 11 сентября 2001 года: эти фотографии, писали они, нужно было опубликовать хотя бы для того, чтобы оплакать погибших.
Пропаганда. Фотоснимки последних дней, поступившие из иракских застенков, тоже должны были быть опубликованы, потому что они снимают завесу тайны с чуть ли не порнографической реальности оккупации Ирака - реальности тем более неприглядной, что мучители прикрываются ценностями демократии.
А вот кадры обезглавливания Ника Берга - это прежде всего пропаганда, причем низкого пошиба. Мы сочли необходимым поместить только общий план. Показывать подробности казни значило бы участвовать в чудовищном спектакле.