Студентов, которых приняли в университеты Берлина и Франкфурта-на-Одере, ждет неопределенное будущее
Маша без труда выводит ручкой на страничке в блокноте: "Никакого возмещения ущерба за прошлое". На лекции, на которой она сидит, речь идет о международном экономическом праве, об урегулировании спора во Всемирной торговой организации. Материал сложный. Маша знает слова, однако понимает не все их значения. "Я все записываю, а потом иду в библиотеку и пытаюсь разобраться", - бегло говорит по-немецки 21-летняя студентка юридического факультета.
Маша - одна из 17 белорусских студенток, которые с октября прошлого года поступили во Freie Universitat в Берлине (FU), потому что белорусское правительство президента Александра Лукашенко нашло предлог, чтобы закрыть Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) в столице Белоруссии Минске. Белоруссия считается последней диктатурой, оставшейся в Центральной Европе. ЕГУ, ориентировавшийся на западные ценности, где царил дух свободы, был у Лукашенко бельмом на глазу.
Правительство резко прервало обучение студентов, закрыв ЕГУ. Многие европейские университеты были готовы принять студентов на тот период, пока не станет ясно, как они получат диплом об окончании образования. Срок их пребывания в Германии близится к концу. Виза действительна до конца июля. Фактически у студентов есть только две возможности: либо они остаются учиться в Германии на постоянной основе, либо возвращаются в один из государственных университетов в Белоруссии. Третья возможность - продолжение учебы в международном Европейском гуманитарном университете, который будет вновь открыт в столице Литвы Вильнюсе, - пока остается неопределенной.
"Я устала", - говорит Маша, зевая. До двух часов ночи она сидела перед компьютером и занималась. Через интернет Маша принимает участие в дополнительных курсах, которые необходимы, чтобы получить диплом бакалавра в международном Европейском гуманитарном университете. Однако, как это точно должно функционировать, пока никто не знает, объясняет Готтфрид Гюгольд из службы академических обменов Freie Universitat. Будет ли этот диплом признаваться в Белоруссии или в Европе, тоже пока неясно. В 10 часов Маша снова сидит на лекции. Она хочет хорошо закончить семестр, но потом все.
Маша решила окончить государственный университет в Минске. До того как она приехала в Берлин, она уже отучилась шесть семестров в ЕГУ. О том, чтобы закончить университет в Германии, речь не идет. "За один год было невозможно подготовить ее к сдаче государственного экзамена по специальности юриспруденция", - говорит Андреас Фижаль, декан юридического факультета.
Тем не менее она счастлива пожить в Берлине и радуется хорошим условиям для учебы, говорит Маша. В Минске все учебники были еще времен Советского Союза. Много разных материалов приходилось искать в интернете. В Германии выбор гораздо больше, книги более современные. Что касается профессоров, то в FU международное право, например, по которому Маша специализируется, преподают бывшие немецкие послы в ООН.
На родине у Маши не должно быть никаких проблем с перезачетом экзаменов, которые она сдала в FU. Уже в течение многих лет между университетами Белоруссии и Германии существует студенческий обмен. Остается только надеяться, что эта практика распространяется также и на возвращающихся на родину студентов из критикующего режим ЕГУ.
Никита, 20-летний студент психологического факультета, сделал другой выбор: он остается в Берлине. Он тоже ссыльный студент. Ему проще, чем студентам-юристам, получить немецкий диплом. По предметам, которые он изучал в Минске, в Берлине он получил перезачет.
Однако в следующем семестре Никита должен вместе со всеми на конкурсной основе сдавать экзамены, чтобы получить место на факультете психологии, объясняет Гюгольд дилемму, которая стоит перед всеми студентами из Минска, которые хотят продолжить образование в Германии. Никита должен также постараться, чтобы ему продлили выплату стипендии. До конца июля за обучение платит фонд Роберта Боша. Однако начиная со следующего семестра Никита станет одним из многих претендентов. "А если не будет гарантированных средств к существованию, то отдел по делам иностранных граждан не продлит визу", - говорит Гюгольд.
В Университете Европы во Франкфурте-на-Одере, где продолжают обучение 37 изгнанных минских студентов, ситуация такая же, как и в FU. "Было ясно с самого начала, что возникнут подобные вопросы", - говорит Роберт Монарх, заведующий по делам и правам студентов. Некоторые студенты уедут из Германии, некоторые останутся.