Ливанские журналисты обращают свой взор к темным временам итальянской демократии, когда хотят понять свои страхи. "У вас в 20-е годы, во времена первых шагов фашистской диктатуры, пришедшей к власти, были атаки на журналистов и попытки заставить замолчать СМИ. Именно так сегодня у нас действует "Хизбалла". Нам угрожают, нас убивают, заставляют замолчать голоса свободы, сжигают газеты и неудобные телеканалы", - заявил обреченно 56-летний Надим Мунла, 11 месяцев возглавляющий телеканал Future News. Его слова звучат еще более драматично в связи с нарастанием напряженности: вчера продолжились вооруженные столкновения в районе Триполи, и, начиная с 6 часов утра, армия обещает применить силу, чтобы добиться прекращения огня.
С пятницы Надим не ходит в офис, избегает участия в забастовках протеста, живет как загнанный зверь. Если говорить точнее, то это продолжается с тех пор, как по телефону его проинформировали о том, что группа вооруженных боевиков "Хизбаллы" подъехала на пяти джипах к зданию телеканала, ворвалась в редакцию, перерезала фиброволоконные кабели и убралась восвояси через полчаса, захватив с собой несколько компьютеров и другую технику. Причина?
Future News - жемчужина в короне издательской группы, которую 11 лет назад создал суннитский лидер Рафик Харири, убитый в феврале 2005 года. Сегодня ее возглавляет его сын Саад, противостоящий единым фронтом - вместе с друзом Валидом Джумблатом, большинством христианских партий и сторонниками премьера Фуада Синьоры - шиитскому блоку, связанному с Ираном и Сирией.
Непродолжительный визит боевиков в суперсовременные студии телеканала нанес огромный ущерб. И манифестации, в которых принимают участие около 350 журналистов из группы Future и еще пара сотен их коллег, в большинстве своем представляющих СМИ христианского лагеря, кажутся бесполезными. В залах со специальным светодиодным освещением, оснащенных по последнему слову передовой техники, - наглядные свидетельства "работы специалистов", совершивших налет. "Вполне вероятно, что вместе с террористами в налете принимали участие техники из Al-Manar, телеканала "Хизбаллы", или даже специалисты, приехавшие из Дамаска или Тегерана. Они действовали профессионально, настоящий научный бойкот", - говорят журналисты.
Тем же утром были сожжены архивы группы, представительство газеты Al-Mustaqbal ("Будущее", тираж - 15 тыс. экземпляров), радиостанция Al Sharq ("Восток"), редакторы изданий получили звонки с угрозами. Одновременно были разрушены студии небольшой армянской радиостанции, с угрозами звонили руководителям христианских СМИ, в том числе Пьеру Дахеру, директору Lbc, самого популярного частного телеканала. Одной из сотрудниц канала является Мэй Шидиак, прославившаяся на весь мир своим мужеством, проявленным после теракта 25 сентября 2005 года, когда она потеряла ногу и руку в результате взрыва автомобиля, но через несколько месяцев решила продолжить свою работу. В числе подвергшихся угрозам оказался и панарабский канал Al Arabiya.
Что это? Конец ливанского чуда? Каким оно было: маленьким, раздираемым внутренними противоречиями, жертвой более могущественных соседей, но обладающим интеллектуальной свободой и многообразием, не свойственными странам Ближнего Востока? В христианской газете L'Orient Le Jour многие опасаются этого и просят поддержки у Запада. Надим Мунла говорит: "Существует драматичная красная линия, соединяющая теракты против Харири, против представителя интеллигенции Самира Кассира, возглавившего "весну кедров" три года назад, против редактора газеты Al Nahar Джебрана Туени в декабре 2005 года. И вот сегодня ущерб нанесен группе Future. За этим рейдом та же тоталитарная рука, готовая убить того, кто не хочет выступать в роли ее рупора. Не верьте тому, кто говорит, что в Ливан возвращается спокойствие. Здесь имеет место ползучий переворот: здесь хотят убить голос свободного Ливана".