Новый президент унаследовал пороховую бочку в виде Грузии, добивающейся вступления в НАТО
Прежде чем стать на прошлой неделе президентом России, Дмитрий Медведев казался более терпимым по отношению к Западу, чем Владимир Путин. Некоторые эксперты, наблюдающие за Кремлем, полагали, что это может означать потепление в отношениях с США и Европой. Теперь представился случай проверить эту теорию.
Дело происходит на южной границе России, в столь же многонациональном регионе, как и Балканы. И здешний союзник США, стремящийся в НАТО, Грузия, заявляет, что находится на грани войны с Россией. Непосредственной причиной трений стал этнический национализм и стремление к независимости в двух регионах Грузии (а что же еще?).
В прошлом месяце тогдашний президент Путин повысил напряженность, по существу признав две сепаратистские территории - Абхазию и Южную Осетию. В обоих регионах проживает много российских граждан, и в них сильно российское влияние с тех пор, как они совершили неудачную попытку отделиться от Грузии, вступив в вооруженный конфликт после раскола Советского Союза в 1991 году.
Кроме того, по данным Грузии, российский истребитель сбил грузинский беспилотный летательный аппарат над Абхазией. Москва отрицала эти заявления и через несколько дней - не консультируясь с Грузией - отправила дополнительных российских "миротворцев" в Абхазию, которая по-прежнему является частью суверенной территории Грузии. Россия обвиняет Грузию в том, что она тайно стягивает войска для вторжения в Абхазию.
Медведев в качестве нового президента унаследовал эту пороховую бочку. Но исходя из его выступления, сделанного на прошлой неделе, похоже, он не испытывает дискомфорта, держа в руках спичку, переданную ему его наставником Путиным. На военном параде, напоминающем о советских днях, Медведев в косвенной форме предупредил Запад, что мировые войны рождаются из "безответственных амбиций" (читайте: расширения НАТО), и отметил, что Россия должна очень серьезно отнестись к "намерениям вторгаться в дела других государств, а тем более к попыткам пересмотра границ" (читайте: к признанию Западом в этом году независимости Косово, которое было регионом Сербии, российского союзника).
В этом свете нетрудно догадаться, что стоит за наращиванием Россией военных мускулов в Грузии. Она чувствует угрозу со стороны НАТО, которое, похоже, продвигает свои фигуры на российские шахматные клетки. Сама по себе возможность того, что Грузия и Украина могут когда-нибудь стать членами НАТО - это уже слишком для России. Намереваясь вернуть свое влияние в "ближнем зарубежье", Москва сейчас делает все возможное, чтобы запугать Грузию (а значит, и Украину), ожидая, что НАТО вряд ли вмешается.
Кроме того, Россия по-прежнему страдает от унижения из-за Косово (хотя выборы 11 мая показали, что сербы, похоже, смиряются с ним). Проводя ответную политику, Россия показывает, что две территории могут играть в игру самопровозглашенных республик.
И в этом проблема. Вместо того чтобы рассматривать расширение демократических институтов, таких как НАТО и Евросоюз, как ответ на естественные стремления народов к экономическому прогрессу и свободе, Россия по-прежнему видит в нем проявление конкуренции.
Это может иметь непредумышленные последствия. Если, например, Медведев не "отступится" от Абхазии и Южной Осетии, вопреки просьбе США, он может непреднамеренно пробудить стремление к независимости среди нерусских национальных групп в России. Россия совсем недавно обуздала Чечню. Давайте надеяться, что такие последствия заставят Медведева задуматься прежде, чем он зажжет грузинскую спичку.