Перед неизбежным решительным ходом по Сирии Обама решил "разыграть карту Путина" - привлечь Россию к участию в новой конференции в Женеве. Способны ли два противника времен "холодной войны" по-прежнему определять ход событий в регионе, где появилось новое поколение игроков? Для Путина это так важно, что он сейчас действует в стиле "перезагрузки", пусть и избегает этого термина, замечают СМИ.
Дэвид Кэмерон встретился с Путиным в Сочи и заявил в пятницу, что ему удалось достичь значительного прогресса по Сирии, хотя о предстоящих конкретных действиях не сообщил, пишет корреспондент The Guardian Мириам Элдер. Эта встреча отражает стремление Запада совершить новый дипломатический рывок, чтобы прекратить продолжающуюся два года войну в Сирии.
Незадолго до этого госсекретарь США Джон Керри заявил, что оба государства решили созвать международную конференцию, на которой должны присутствовать как представители режима Башара Асада, так и повстанцы. Кэмерон выразил свою поддержку конференции и подчеркнул общие для обеих сторон цели: "остановить распад Сирии, позволить сирийскому народу выбрать, кто будет им управлять, и предотвратить рост вопиющего экстремизма".
"Мы также обсудили, каким образом, по нашему мнению, должна быть обеспечена безопасность Олимпийских игр в Сочи", - передает слова Кэмерона издание. "Не секрет, что существуют вопросы, по которым мы расходимся", - сказал британский премьер, но "не упомянул ухудшающуюся ситуацию с правами человека в России", отмечает журналистка.
"Дэвид Кэмерон, должно быть, покинул российский черноморский курорт? счастливым. Перед их встречей Владимир Путин заставил его ждать меньше 30 минут", - замечает журналистка. "Опоздания российского президента уже стали легендой: он задержался на 15 минут на аудиенцию к Папе римскому, Джону Керри пришлось ждать поразительные три часа, так что "Дэвид Кэмерон может расслабиться", иронизирует Мириам Элдер.
Обаме следует принять хоть какое-то решение по Сирии, пишет Франко Вентурини в газете Corriere della Sera. "В то время как в Сирии продолжается кровавая бойня, а серия терактов сеет смерть уже по ту сторону границы с Турцией, в Вашингтоне и в других западных столицах решается вопрос: вмешиваться или не вмешиваться, поддерживать оппозицию или остерегаться ее каидистских составляющих, считать ли "красную линию" нарушенной или ждать невероятных доказательств применения химического оружия", - пишет издание.
У Европы, как всегда, отсутствует единое мнение, а Обама пытается тянуть время, но обе стороны уже стоят перед лицом политической необходимости решительных действий. Тот, кто хочет иметь вес в мире, больше не может оставаться наблюдателем.
"Если Америка все же решит вмешаться в сирийский конфликт, то ее действия должны быть масштабными. Кроме того, ей неизбежно придется предоставить высокотехнологичное оружие оппозиции, самыми сильными и боеспособными компонентами которой являются будущие потенциальные враги: каидисты и джихадисты, - говорится в статье. - И даже непрямое участие США в сирийской гражданской войне поставит США в центр борьбы между суннитами и шиитами, охватившей уже весь регион, и ускорит столкновение с Ираном".
"Но гуманитарная ситуация стала невыносимой, - продолжает Вентурини. - Пространство для маневра сужается, последней картой Обамы остается Россия, привлечение Путина к участию в новой конференции в Женеве".
"Дипломатическая партия обещает быть сложной. Будут ли Асад и его противники действительно расположены к участию в переговорах? - задается вопросом автор. - Кто будет гарантировать выбор Путина, после того как его министр иностранных дел допустил столь неоднозначные высказывания о поставках Дамаску зенитных ракет С-300? Но самое главное: если судьба Асада остается туманной, как можно избежать того, чтобы Женева II стала похожей на Женеву I, которая, к глубокому сожалению, так и осталась мертвой буквой?".
Предложенная Джоном Керри и Сергеем Лавровым международная конференция - больше, чем референдум о возможности мира в Сирии. "Это важное испытание на то, способны ли две крупные державы по-прежнему определять ход событий в регионе, где они соперничают за влияние с новым поколением игроков", - пишет в блоге Foreign Policy Колум Линч.
К этим "игрокам" относятся боевики-джихадисты, у которых нет лояльности ни к Москве, ни к Вашингтону; отчаянно цепляющийся за власть расчетливый режим Асада и постоянно растущий список из врагов и союзников двух стран (Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Катар, Иран), склонных к силовому решению конфликта.
Генсек ООН Пан Ги Мун и спецпосланник ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими приветствовали инициативу Керри и Лаврова, однако дипломаты и наблюдатели скептически отнеслись к предложению России и США, поскольку "две державы времен холодной войны уже не обладают прежним влиянием, чтобы всем управлять", пишет Линч.
Ряд наблюдателей видит в этой конференции способ выиграть время. С их точки зрения, дипломатическая инициатива двух стран имеет целью не найти реальное политическое решение, а ослабить международное давление на США.
Повстанцы отказываются вести переговоры о политическом урегулировании, если оно не предусматривает уход Асада, напоминают эксперты. Джон Керри заявил 9 мая, что, на взгляд США, "Башар Асад не будет участвовать в переходном правительстве", однако пока не ясно, согласится ли с этим Россия.
"США и Россия находят почву для переговоров" - так озаглавлен материал в The Washington Post, анализируя визит Джона Керри и директора ФБР Роберта Мюллера в Москву на прошлой неделе. "Российская сторона, похоже, позаимствовала переговорную позицию у администрации Обамы: хотя никто не применяет слова "перезагрузка", Кремль, тем не менее, продвигает идею продуктивного сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами там, где их интересы совпадают, и предлагает уважительную формулу "мы согласны, что мы не согласны" ("agree to disagree") по другим вопросам", - отмечает Уилл Ингланд.
Вопрос состоит в том, как далеко может продвинуться сотрудничество, в частности по Сирии, говорится в статье. Визит Керри закончился обещанием США и России спонсировать новую мирную конференцию в течение месяца. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что американские и российские разведслужбы объединят свои усилия в попытке определить, применялось ли химическое оружие в Сирии и кем оно применялось.
Страны, похоже, пытаются нащупать путь к урегулированию сирийского кризиса, Керри, который встретился и с Лавровым, и с президентом Владимиром Путиным, был хорошо принят хозяевами, однако они по-прежнему не согласны друг с другом в фундаментальном вопросе легитимности сирийского правительства, говорится в статье.
"Нетаньяху пытается предотвратить поставки ракет ПВО из России в Сирию", - пишет Амос Харель в израильской Haaretz. В последние дни было как минимум три тревожных события, связанных с авианалетами на Сирию, пишет журналист.
Первое - президент Асад и лидер "Хизбаллы" Насралла пригрозили возобновить борьбу с Израилем на Голанских высотах. Второе - "Хизбалла" впервые заявила публично о желании приобрести оружие, которое "переломит ситуацию". Третье и важнейшее, по мнению автора, - новые утверждения, что Россия может поставить Сирии С-300 - ракетные комплексы ПВО. По некоторым сведениям, Нетаньяху вскоре "посетит Москву, чтобы убедить Путина отложить сделку", говорится в статье.
Издание напоминает о публикации в The Wall Street Journal от 8 мая (Соединенные Штаты получили предупреждение, что Россия планирует поставки оружия Сирии).
Экс-глава военной разведки Израиля Амос Ядлин полагает, что С-300 пока не опасны, так как их доставка и обучение сирийцев могут занять год с лишним. "В основном это психологическая игра. Россия хочет продемонстрировать, что возражает против американской политики, и предотвратить новый урон для Асада", - заявил он.
Также по теме:
Путин играет в покер на мир в Сирии (Süddeutsche Zeitung)
Наличие общего врага еще не означает, что ценности тоже общие (The Wall Street Journal)