В понедельник Россия воздержалась от открытого признания референдумов в Донецкой и Луганской областях, пишет The New York Times. "Вместо этого она воспользовалась результатами, чтобы еще энергичнее требовать автономии этих областей путем переговоров", - полагает журналист Нил Макфархьюхар.
Лидер ДНР, не теряя времени, объявил, что она хочет присоединиться к России. "Но, похоже, вопрос в том, заинтересована ли в этом Москва", - пишет газета.
Россия дала понять, что не среагирует на результаты так же проворно, как было после референдума в Крыму. "Российское правительство даже не заявило, что признало результаты голосования, которое власти Киева и их западные покровители единодушно объявили незаконным с самого начала", - пишет газета.
По предварительным итогам, 89% тех, кто пришел на участки в Донецкой области, и 97,5% в Луганской, проголосовали "за". "Но списки избирателей были старыми, а многие сторонники нахождения в составе Украины сказали, что не ходили голосовать", - отмечает газета.
Со своей стороны, лидер ДНР Денис Пушилин сказал, что результаты продемонстрировали желание народа присоединиться к России.
"Прямой реакции из Москвы не было. Но вскоре после заявления Пушилина МИД РФ распространил еще одно заявление, где фактически повторялись слова Сергея Лаврова, прозвучавшие в тот же день, - что украинский кризис нужно урегулировать путем диалога между Киевом и востоком Украины", - пишет газета.
Возможно, наиболее важна реакция олигарха Рината Ахметова, крупнейшего работодателя Донбасса, отмечает автор. "Я глубоко убежден, что счастливым Донбасс может быть только в единой Украине, - сказал Ахметов, первоначально занимавший амбивалентную позицию. - Я за сильный Донбасс в сильной Украине".
Аналитики давно уверяют: Москва не хочет платить высокую цену человеческими жизнями или деньгами за аннексию Восточной Украины и подвергаться западным экономическим санкциям. "Однако, если Киев попытается покончить силовыми методами с сепаратистским движением, Россия, возможно, все равно проведет военное вмешательство", - пишет автор.
"В Москве референдум воспринимают не как квазизаконное основание или причину поднимать вопрос сецессии от Украины, - говорит Федор Лукьянов, редактор журнала "Россия в глобальной политике". - Скорее он воспринимается как инструмент принуждения других сторон конфликта к тому, чтобы они признали Народную республику как участника переговоров".
Газета обнаруживает "еще один шаг с целью давления на Киев": глава "Газпрома" объявил, что сегодня выставит Украине счет на предоплату поставок газа в июне. Россия грозится отключить Украине газ, если не получит предоплату.
"Россия заявила о своем отношении к референдуму в момент, когда ЕС активизировал попытки найти дипломатическое решение украинского кризиса и позволить президентским выборам состояться с согласия России", - пишет газета. Председатель ОБСЕ Буркхальтер рассказал на встрече глав МИДов стран ЕС о "дорожной карте" урегулирования и предостерег, что "окно возможностей, видимо, скоро закроется".
В то же самое время Брюссель объявил о небольшом расширении санкционного списка в отношении россиян и других лиц, которых обвиняет в подогревании кризиса. "ЕС жаждет ослабить российскую поддержку сепаратистов, но опасается рвать экономические связи с крупным поставщиком энергоносителей", - комментирует газета.