"В марте, когда в городе Дебальцево на востоке Украины происходили ожесточенные бои, несмотря на недавнее соглашение о перемирии, журналистка Настя Станко сообщила о тревожной подробности", - повествует обозреватель Foreign Policy Джош Махледер. "Люди из Дебальцево сказали нам, что армия НАТО, польская армия и армия США находятся в Дебальцево, и если они выйдут из подвалов, то их убьют", - написала Станко. Автор статьи комментирует: "Эти люди поверили в то, что видели в передачах российского телевидения".
Украинцы и сторонние наблюдатели всерьез встревожены кампанией дезинформации, которую неуклонно ведет Кремль. В Европе и США возникли инициативы по созданию противовесов для российского телеканала RT. Министерство информации Украины планирует создать канал "Украина завтра", а также свою "iArmy" для борьбы с российскими кампаниями троллинга.
Обозреватель полагает, что Запад и Украина избрали неверный подход. Применение контрпропаганды для борьбы с пропагандой - "нечестная борьба некорректными методами, уже доказано, что она крайне неэффективна для изменения мнений и завоевания доверия", - говорится в статье. Контрпропаганда плодит только отчаяние, цинизм и растерянность.
Жители Донбасса - неподходящая аудитория для западного "пиар-наступления", а также ультрапатриотичных заявлений украинских СМИ. "Они срочно нуждаются не в этом, а в освещении фактов и абсолютно практической информации, которая незамедлительно изменит их жизнь", - считает автор. Махледер советует оказывать поддержку высококачественной местной журналистике и содействовать распространению объективных новостей и информации.
Жителям Восточной Украины нужно вернуть ощущение, что они не бессильны. "В то время как пропаганда и бесконечные конспирологические теории подрывают право человека на информацию, расшатывая чувство собственного достоинства и самоуважение, распространение информации, которая важна на локальном уровне, может стать серьезным первым шагом к восстановлению доверия в этих недовольных сообществах, доверия к украинскому правительству и качественным СМИ как надежному источнику информации", - пишет автор.
Между тем голоса умеренных на Украине часто расценивают как антипатриотические. Сегодня общенациональные украинские СМИ преимущественно освещают войну, почти не уделяя внимания гуманитарному кризису и его последствиям.
"На территориях, удерживаемых повстанцами, свобода прессы практически разрушена. Большинство местных журналистов бежало, сепаратисты установили жесткий контроль над информационными ресурсами", - пишет Махледер. Ни национальные, ни местные СМИ Украины не могут эффективно служить общественными СМИ для востока страны.
Автор отмечает, что умеренные голоса все-таки есть - например, интернет-телеканал Hromadske.tv и радиостанции "Громадьске". Но по большей части они работают только в интернете и недоступны большинству стариков и малоимущих.
"Помочь этим СМИ распространить их сообщения и диверсифицировать способы распространения (вместо того, чтобы противопоставлять российской лжи нашу собственную ложь) - один из путей Украины и Запада к победе в этой информационной войне", - заключает автор.