Международная следственная комиссия заключила: в официальных документах, тайно вывезенных из Сирии, достаточно доказательств, чтобы предъявить обвинения президенту Башару Асаду и 24 высокопоставленным представителям его режима, сообщает The Guardian. Операция по тайному вывозу документов длилась три года, отмечает журналист Джулиан Борджер.
В обвинениях сделан упор на роли сирийских лидеров в подавлении акций протеста, которые в 2011 году стали толчком к конфликту. "Десятки тысяч лиц, заподозренных в диссидентстве, были арестованы, многие из них подверглись пыткам и были убиты в сирийской системе тюрем", - говорится в статье.
Доказательства были собраны для Комиссии по международному правосудию и ответственности (CIJA). Она состоит из следователей и юристов, которые ранее участвовали в работе трибуналов по военным преступлениям в бывшей Югославии и Руанде, а также в работе Международного уголовного суда. Комиссия сотрудничает с командой из 50 сирийских следователей, которые, рискуя жизнью, вывозили документы за границу, сообщает корреспондент.
Доказательства собраны и версии обвинения подготовлены в ожидании, что в будущем будет создан трибунал по военным преступлениям в Сирии. "Россия применила право вето в Совбезе ООН, чтобы заблокировать любые расследования действий режима Асада в международном уголовном суде ООН, а также создание специального суда по делам Сирии. Однако череда недавних неудач в войне и междоусобицы в верхних эшелонах сирийского правительства увеличили шансы на то, что Асад рано или поздно падет и его режим будет привлечен к судебной ответственности", - говорится в статье.
Сейчас CIJA расследует ведение войны как режимом, так и "крайними оппозиционными группировками" (формулировка автора). По данным газеты, уже готовы версии обвинения по трем делам в отношении сирийских органов власти ("Центральной секции кризисного управления", CCMC), Управления национальной безопасности Сирии и комитета безопасности Дейр-эс-Зора). Фигуранты одного из дел - Башар Асад, министр внутренних дел Мохаммад аль-Шаар и бывший глава CCMC Мохаммед Саид Бехейтан.
Комиссия собрала полмиллиона страниц документов. "Это приказы и рапорты, которыми обменивались разные инстанции: CCMC, власти провинций и районов. Предписывалось проводить массовые задержания и аресты за столь неясные преступления, как "обсуждение событий в негативном ключе", - пишет Борджер.
CIJA также провела без малого 400 бесед, в том числе с многими перебежчиками.
Отдельно проводится расследование военных преступлений, совершенных экстремистскими оппозиционными группировками, сообщает газета. В нем делается больший упор на свидетельства очевидцев-инсайдеров и анализ материалов, находящихся в публичном доступе, в том числе пропагандистские материалы и видеообращения свидетелей.