Миллион доз атропина, самые маленькие шприцы для инъекций в случае применения нервно-паралитического газа. Почему Ирак направил такой заказ турецкой компании? Такой вопрос возник у ЦРУ. Американские власти обратились к Анкаре с просьбой блокировать поставки этого препарата из опасения, что этот заказ указывает на намерение Саддама Хусейна применить химическое оружие в ходе возможной войны.
В начале года Багдад направил заказ в некую турецкую фирму, пожелав получить помимо медикамента и шприцы длиной 13 см, которые могут использоваться солдатами на поле боя для инъекций атропина в случае применения газов. В то же время, иракцы попытались закупить и еще один антидот, используемый при химической атаке, а также счетчики Гейгера. Атропин используется в медицинских целях: он вводится внутривенно больным, страдающим сердечными заболеваниями, у которых случился приступ. Поэтому программа "нефть в обмен на продовольствие", регулирующая импорт товаров не военного назначения в Ирак в связи с действующими с 1990 года международными санкциями, разрешает приобретение больницами этого препарата. Подозрения между тем возникли по двум причинам: сердечным больным атропин не вводится такими маленькими шприцами, и количество заказанного атропина в пять раз превышает потребности больниц в данном препарате. Именно поэтому иракский заказ навел на мысль о военном применении атропина. "Если иракцы, - пояснил официальный американский источник, - намереваются применить нервно-паралитические газы, то, вероятно, хотят предпринять меры предосторожности, чтобы защитить своих солдат, но не население. Это предположение вызывает обеспокоенность у разведки США".
Иными словами, Багдад может планировать использование химического оружия, чтобы защититься в случае американского вторжения. Он заказывает антидоты, чтобы защитить свои войска от отравляющих веществ, которыми, по теории, он не должен располагать. Атропин применяется против зарина и VX, оба они имелись на вооружении у иракцев, и, по данным разведки, эти вещества хранятся на секретных складах. В 1997 году Соединенные Штаты подписали Международную конвенцию по химическому оружию, заявив о том, что не располагают таким оружием и берут на себя обязательство не применять его в ходе войны. Таким образом, действия Багдада направлены не на защиту от американского оружия, а на защиту своих же войск от своих же отравляющих газов. Соединенные Штаты не располагают точными данными о том, выполнен ли заказ, и обратились к турецким властям с просьбой проверить это и блокировать поставки.
Вчера заместитель директора ЦРУ Джон Мак-Логлин встретился в Анкаре с коллегами из Mit, турецкой разведки. На повестке дня была просьба Вашингтона о сотрудничестве в случае войны, а также вопрос об атропине. Турецкое правительство опровергло информацию о том, что выполнило заказ и обещало провести расследование и блокировать выполнение заказа, если тревожный сигнал подтвердится.