Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 ноября 2006 г.

Марк Чампион | The Wall Street Journal

Российская энергетическая хватка раскалывает ЕС

Польша добивается жесткой позиции по доступу к трубопроводу, Германия шлет миссионеров

Спустя почти год после того, как Россия напугала Европу, перекрыв газовые поставки посреди зимы в ходе ценового конфликта, разные мнения, как следует реагировать, блокируют единую политику, которая, по словам европейских лидеров, необходима им, чтобы совершенствовать энергетическую безопасность.

Польша заявила, что наложит сегодня вето на переговорный мандат ЕС, цель которого - заключить новое рамочное соглашение между блоком 25 государств и Россией, если группа не изберет жесткую линию, заставляя Москву открыть доступ к трубопроводам, доставляющим нефть и газ из Сибири и Центральной Азии в ЕС. Другие страны ЕС предпочитают менее конфронтационный подход.

Тупик, связанный с условиями переговоров о новом постоянном соглашении и сотрудничестве, привел к обнажению позиций, которые занимают страны ЕС по поводу усиливающейся доминантности и самоуверенности России как энергетического поставщика. По данным Европейской комиссии, ЕС получает 44% импортного газа и 30% импортной нефти из России, и ожидается, что в ближайшие годы эти показатели вырастут. По мнению Варшавы, единственно возможный ответ на угрозу, что Россия использует свой контроль над потоком газа для достижения коммерческих и политических целей, это найти новых партнеров и убедить Москву открыть свою трубопроводную сеть для пользования третьим сторонам.

"Почему жесткая линия? Нам необходим свободный доступ к огромным газовым резервам, находящимся в Казахстане, Туркмении и Каспийском регионе, которые отделены от нас Россией", - заявил журналистам в пятницу в Варшаве Петр Возняк, министр экономики, отвечающий за энергетическую политику Польши. Страны Центральной Азии в настоящее время должны продавать газ российской газовой монополии "Газпром", чтобы отправить его в Западную Европу по российским трубопроводам, давая тем самым Москве контроль над ценами и доставкой.

Польша ведет переговоры о строительстве трубопровода с газовых месторождений Норвегии, сказал Возняк. Она также планирует построить терминал сжиженного газа на побережье Балтийского моря, чтобы сделать возможным получение газа по морю от таких поставщиков, как Алжир. Она также борется, пока без большого успеха, за новый трубопровод, идущий в обход России - из Центральной Азии, через Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Черное море и Украину. США тоже добиваются строительства нероссийских трубопроводов для транспортировки нефти и газа из Каспийского региона на Запад.

Другие правительства ЕС реагируют на свою растущую зависимость от российских энергоносителей попытками крепче обнять Москву. Германия, например, поддерживает совместное предприятие "Газпрома" и немецких энергетических компаний по строительству прямого газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. В октябре голландский транспортировщик газа N.V. Nederlandse Gasunie инициировал сделку, с тем чтобы получить 9% в предприятии. Взамен "Газпром" получит неназванную долю в трубопроводе, доставляющем газ из Нидерландов в Британию, которая недавно стала чистым импортером газа, так как резервы месторождений в Северном море быстро истощаются.

Польша и маленькие страны Балтии, ранее входившие в СССР, видят в российско-германской газовой магистрали угрожающее стремление обойти трубопроводы, сегодня идущие по их территориям. Они опасаются, что новый газопровод даст России возможность оказывать на них такое же давление, какое она оказала на Украину в январе, когда Москва перекрыла кран в ходе ценового конфликта, что, по мнению дипломатов и аналитиков, было наказанием за политическую нелояльность украинского правительства. Россия вновь включила газ лишь после падения давления в трубопроводе, выходящем с Украины, и крика, поднятого крупными клиентами Москвы в Западной Европе. В ЕС направляется 60% российского газового экспорта.

Представители Польши считают, что Россия уже использует аналогичную тактику против стран ЕС. Когда в июле Литва согласилась продать крупный нефтеперерабатывающий завод польской компании PKN Orlen SA, а не российским претендентам, российская трубопроводная монополия закрыла на ремонт ветку, идущую на НПЗ. Утечки на трубопроводах, по словам чиновников, обычно ликвидируют в течение 48 часов, но прошло уже четыре месяца, а ветка по-прежнему закрыта.

Россия также ввела эмбарго на импорт мяса, фруктов и овощей из Польши, когда год назад ухудшились отношения, заявив, что продукция не отвечает российским стандартам. Эмбарго продолжается.

Германия предложила Варшаве использовать свой будущий балтийский трубопровод, если Россия когда-нибудь отключит поставки Польше, к тому же канцлер Германии Ангела Меркель недавно отвергла предложение российского президента Владимира Путина о создании двустороннего энергетического партнерства с Германией за рамками соглашений с ЕС. Но это не помогло развеять опасения Варшавы. На вопрос, может ли Германия что-нибудь сделать, чтобы успокоить Польшу в связи с будущим Балтийским трубопроводом, Возняк ответил: "Да. Забыть о нем".

Эти различные подходы к российской энергии определены очень разными обстоятельствами европейских стран, считает Возняк. Например, когда "Газпром" в январе отключил газ Украине, Польша, получающая значительную часть газа из России через Украину, должна была прекратить поставку газа на свои химические заводы на три недели, вынудив их закрыться. Германия же не испытала столь тяжелых последствий, поскольку ее газораспределительная система здоровее и меньше зависит от России.

"Мы чувствуем, что мы в опасности", - заявил Возняк.

ЕС годами безуспешно пытается убедить Москву ратифицировать Энергетическую хартию, которая подчинит Россию единым принципам инвестирования в энергетическую отрасль, и подписать дополнительный протокол о транзите, дающий третьим сторонам право платить за транспортировку нефти и газа по российским экспортным трубопроводам. Польша полагает, что эти усилия останутся втуне, если ЕС включит лишь бесспорные элементы в свое предложение по новому соглашению о постоянном сотрудничестве, переговоры о котором с Россией должны начаться 24 ноября.

Представители ЕС полагают, что нужно больше гибкости. "Идея в том, что через новое соглашение о постоянном сотрудничестве мы можем открыть новую дверь к диалогу, способному продвинуть некоторые принципы Энергетической хартии", - говорит Ферран Таррадльяс, пресс-секретарь Еврокомиссии по энергетике.

Раскол между 25 странами ЕС глубок. В частном порядке западные дипломаты говорят, что Польша и страны Балтии неконструктивны и в некотором роде испытывают паранойю по отношению к России. Другие бывшие советские сателлиты в ЕС, например Венгрия, занимают менее воинственную позицию, чем Польша.

Раскол затрагивает и более широкие внешнеполитические вопросы. Так, дипломаты в НАТО говорят, что Франция, Германия и некоторые другие страны ЕС не хотят поддерживать заявку Грузии на вступление в западный военный альянс, отчасти из-за нежелания сердить своего крупного энергетического партнера в Москве. Польша же "разочарована" медленными темпами расширения НАТО, заявил журналистам в пятницу министр обороны Радослав Сикорский .

Аналогичным образом поиски Польшей новых энергетических маршрутов усиливают ее поддержку идеи предложить членство или перспективу членства в ЕС транзитным странам, включая Турцию и Украину. Германия и Франция не хотят видеть эти страны по внутриполитическим причинам и не считают, что они жизненно важны для диверсификации энергетических поставок. Германия обеспечивает свои дополнительные газовые потребности через Россию, а Франция использует меньше газа, так как рассчитывает на атомную энергию.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru