В преддверии франко-сирийского саммита французская Le Figaro публикует интервью с сирийским лидером Башаром Асадом. В ходе встречи с Николя Саркози он намерен обсудить вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, в котором Европа и, в первую очередь, Франция должны сыграть значимую роль, а также вопросы экономического сотрудничества между двумя странами.
Башар Асад также подчеркнул, что Соединенные Штаты являются ведущей мировой державой и от них ждут, что они смогут сделать больше других, прежде всего, в вопросе мирного урегулирования. По словам сирийского президента, с приходом Обамы "в этом вопросе произошел некоторый сдвиг": "Мы принимали американского посланца Джорджа Митчелла. Мы начали диалог о мире. Но этот диалог не зашел дальше обмена мнениями. Не было общего видения проблемы. Не было конкретного плана", - сказал он, в то же время признав, что отношения между Сирией и США улучшаются, правда, до восстановления доверия еще далеко. "Когда двусторонние отношения хорошими не назовешь, трудно вместе двигаться к миру, тем более что США - один из главных поручителей мирного процесса", - цитирует его слова издание.
Он также выразил сожаление, что "новое израильское правительство не хочет возобновлять переговорный процесс, тогда как Сирия неоднократно выражала желание возобновить переговоры. (...) Но слабое звено - это американский поручитель. То, что президент Обама сказал о мире, хорошо. Мы согласны с ним в вопросе о принципах, но каков план действий? Поручитель должен разработать план действий. Он должен действовать активно и брать на себя инициативу, а не пассивно ждать, чтобы действовали другие", - сказал Асад.
Он назвал захват Израилем судна, якобы перевозившего оружие для "Хизбаллы", "пиратством". "Проблема в этом поступке, который противоречит международному праву, а не в содержании груза судна. Если всем в регионе запрещено покупать оружие, разве Израиль имеет право свободно приобретать оружие у США и Европы? По нашему мнению, это двойные стандарты", - отметил сирийский лидер, сказав, что сам не располагает информацией о том, было ли на борту судна оружие.
Что касается Ирана, он подчеркнул, что "нет никаких доказательств военного характера иранского ядерного проекта. Даже в научном плане уровень обогащения урана в Иране далек от необходимого для военных целей. Во-вторых, составляя мнение об этом, мы опираемся на соглашение о нераспространении оружия массового уничтожения, которое предоставляет любому государству право обогащать уран в мирных целях". Проблема предложения Запада о передаче иранского урана за границу для дообогащения, по его словам, в том, что европейцы, требующие поставлять весь уран одной партией, не предоставляют никаких гарантий того, что топливо вернется в Иран. Иранцы, подчеркнул он, принципиально согласны на передачу топлива для дообогащения, но только поэтапно, поэтому Западу следует прекратить настаивать на передаче всего урана сразу, отметил Асад.