Корреспондент сайта Oilprice.com Ник Канингем в статье для The Christian Science Monitor разбирает газовые договоры России и Китая: кому из партнеров они более выгодны и как отразятся на мировой экономике.
Первый договор был подписан в мае 2014 года, сумма сделки составила рекордные 400 млрд долларов, напоминает автор. "Прорыв в переговорах случился из-за противостояния Европы и России по поводу Украины, в результате которого договор с Китаем стал для президента России Владимира Путина более желанным. Следствием стало то, что в вопросе о цене Китай взял верх над Россией".
Хотя о втором договоре в статье говорится как о состоявшемся, Каннингем оговаривается, что его "условия еще предстоит согласовать". Уникальность второго договора, по его словам, объясняется тем, что Китай получит доступ к тем же самым месторождениям, из которых снабжаются европейские клиенты "Газпрома". Благодаря этому российский монополист получит "возможность, если сочтет нужным, перебрасывать экспорт природного газа из Европы в Китай".
Вместе с тем второй договор, "вероятно, будет иметь еще более сильный перекос в пользу Китая, так как за несколько месяцев, что прошли после подписания майского договора, рычагов влияния у России сильно поубавилось. Западные санкции нанесли мощный удар по российской экономике. 30-процентное снижение цены на нефть, скорее всего, проделает огромную дыру в бюджете России, у которой 52% бюджетных поступлений приходится на доходы от экспорта нефти и газа. За последние несколько месяцев курс российской валюты упал на 25%, из страны утекает капитал... Что еще важнее, подключение западных провинций к газовым месторождения России для Китая не столь критично, ведь значительная часть его промышленных потребностей сосредоточена на востоке... Из-за всего этого Россия на переговорах об экспорте газа в Китай оказалась в менее выгодной позиции".
Если договоры все же будут реализованы, они окажут "значительное воздействие на мировой рынок природного газа", добавляет Каннингем. По его прогнозу, негативными будут последствия для стран-экспортеров сжиженного природного газа (СПГ), таких как Америка и Австралия. Они рассчитывают на рост спроса в Азии, но российский экспорт по плану должен покрыть около 20% потребностей Китая. Кроме того, Япония собирается ввести в строй часть своих ядерных ректоров, и это также снизит мировую потребность в СПГ.