В двух шагах от аэропорта в Северной Калифорнии некая брюнетка, оглядевшись, выливает жидкий кислород в сумку-холодильник, которая набита крохотными алюминиевыми шариками, повествует Newsweek. "Под вышкой диспетчеров поднимается густое белое облако - этакий "ведьмин суп", который потрескивает и шипит, а брюнетка, никем не замеченная, прыгает в свой джип и уезжает", - пишет журналист Джим Попкин.
За последние два года эта женщина более 30 раз выпускала облака газообразного водорода: у пожарной части, около церкви, у водокачки и т.п. Это не сатанинские обряды, а часть эксперимента, который проводит ученый Эдвин Мэй, раньше работавший на Пентагон. Мэй стремится доказать существование экстрасенсорного восприятия.
20 лет назад ЦРУ опубликовало доклад "Оценка дистанционного видения: исследования и практическое применение" (An Evaluation of Remote Viewing: Research and Applications). По мнению Попкина, тем самым ЦРУ впервые публично признало, что американские ведомства более двух десятилетий применяли "дистанционное видение" - разновидность экстрасенсорного восприятия - для сбора военных и промышленных секретов. "Программа обошлась примерно в 20 млн долларов. Экстрасенсов нанимали, чтобы они визуализировали тайные лагеря обучения экстремистов в Ливии, описывали чертежи новых советских подлодок и устанавливали местонахождение американцев, похищенных за границей", - говорится в статье.
В докладе также утверждалось, что эта операция экстрасенсорного шпионажа под кодовым названием "Звездные врата" потерпела неудачу. Точнее, исследователи подтвердили некоторые опыты, обнаружив, что "верные результаты поступают чаще, чем по случайности". И все же в докладе был сделан вывод, что для военных целей экстрасенсорное восприятие почти бесполезно, так как информация от экстрасенсов слишком "расплывчата и двусмысленна".
В ноябре 1995 года ЦРУ официально закрыло программу "Звездные врата", и ее директор Эдвин Мэй остался без работы. Однако он с удвоенной силой занялся исследованиями экстрасенсорного восприятия.
В свое время Мэй защитил диссертацию по ядерной физике, позднее увлекся парапсихологией, искал чудеса в Индии, но вернулся с пустыми руками.
В 1975 году его пригласили в престижный Стэнфордский исследовательский институт (СИИ) проводить эксперименты с психокинезом. В то время он не знал, что многие проекты были сверхсекретными и финансировались ЦРУ.
"Тремя годами раньше, испугавшись растущего интереса СССР к парапсихологии, ЦРУ занялось экстрасенсорным восприятием", - поясняет издание. В СИИ проводились опыты с экстрасенсами - выяснялось, могут ли они визуализировать и зарисовать крупные объекты в Сан-Франциско и окрестностях.
Как вспоминал первый директор программы Гарольд Патхофф, экстрасенс, который находился в Калифорнии, визуализировал то, что было внутри секретной станции прослушки АНБ в Западной Виргинии, в том числе надписи на папках.
Позднее "тот же экстрасенс, располагая лишь координатами на карте и атласом, описал новые здания и огромный строительный кран, спрятанные на секретном советском заводе ядерного оружия (но неверно изложил большую часть других деталей)", пишет автор. После этого множество американских ведомств заинтересовалось исследованиями экстрасенсорики.
Правда, через несколько лет два новозеландских психолога, основываясь на протоколах экспериментов ЦРУ, заключили: судьи подбросили "много намеков" вышеупомянутому экстрасенсу, а воспроизвести эти необычайные результаты в других экспериментах не удалось.
Как бы то ни было, в 1977 году ЦРУ прекратило финансировать исследования экстрасенсорики, но ВВС США, Армия и Агентство оборонной разведки продолжали.
Автор возвращается к Мэю: "В глазах поклонников он настоящий парапсихолог, критики считают, что это выражение - форменный оксюморон". Мэй был директором программы экстрасенсорного восприятия Пентагона с 1985 по 1995 год.
В 1995 году Мэй предоставил инспекторам ЦРУ результаты 10 экспериментов, которые, на его взгляд, "наиболее твердо" подтверждали "феномен дистанционного видения". Один из инспекторов ему поверил, но явно остался в меньшинстве.
Сегодня Мэй говорит, что реальность экстрасенсорного восприятия "уже доказана". Он ссылается на рассекреченный доклад от 1984 года, согласно которому Командование разведки и безопасности армии США с 1979 года осуществило "100 проектов по сбору" информации для ряда ведомств, в том числе ЦРУ, АНБ, ФБР и Секретной службы. "Более 85% наших оперативных миссий дали достоверную информацию об объектах, - сказано в докладе. - Еще важнее, что примерно 50% из 760 миссий дали применимые разведданные".
Мэй полагает: в 1995 году Гейтс солгал, утверждая, что дистанционное видение не внесло значительного вклада в работу разведки США.
Кстати, автор доклада Брайан Базби, ныне отставной военный, говорит: "Я верил в это тогда и верю теперь".
Мэй также ссылается на легендарного "агента 001" - первого экстрасенса, который начал работать непосредственно на Пентагон. По словам Мэя, Джозеф Макмонигл правильно идентифицировал объект "почти в 50% случаев", когда ему предлагали на выбор 5 вариантов. Мэй поясняет: будь это чисто случайно, Макмонигл угадывал бы, самое большее, в 20% случаев.
Мэй также поведал, как в 1979 году Совет национальной безопасности США пожелал заглянуть в неопознанное промышленное здание близ Полярного круга в России. Макмонигл вообразил, что "вплывает сверху в здание", и у него появилось "острое ощущение", что он видит подлодку, "очень большую, с двойным корпусом". Он детально нарисовал подлодку. В своих мемуарах Макмонигл утверждал, что лишь позднее спутники-шпионы США подтвердили существование огромной подлодки с двойным корпусом на секретной верфи в Северодвинске.
После закрытия программы Мэй и Макмонигл много лет пытались ее возродить.
Им повстречался миллионер Луиш Портела, владелец фармацевтической империи Bial. Портела с детства увлекается паранормальными явлениями. В 1994 году он создал некоммерческий Bial Foundation для исследования экстрасенсорики и "человека под физическим и духовным углами зрения".
По данным автора, Bial Foundation финансировал более 500 проектов в 25 странах. Мэй получил около 400 тыс. долларов на 9 проектов.
Мэй говорит, что его текущее исследование - "пожалуй, лучший эксперимент за всю историю дисциплины". Задача - выяснить, могут ли "изменения термодинамической энтропии на отдаленном природном объекте повысить качество аномального когнитивного восприятия". То есть, может ли внезапная вспышка термальной энергии - пуск ракеты или испарения жидкого водорода - повысить способность экстрасенса к дистанционному видению за тысячи миль. Мэй утверждает: "Когда мы занимались для правительства всем этим шпионажем, то обнаружили: если на объектах есть крупные изменения термодинамической энтропии (подземные ядерные взрывы, ускорители частиц, устройства, которые провоцируют электромагнитные колебания), они намного лучше" видны экстрасенсам.
Для эксперимента Мэй заново собрал свою лучшую команду. Это Макмонигл, бывший научный сотрудник "Звездных врат" Невин Лэнтц (ныне психотерапевт и "коуч по неподдельному счастью"), а также экстрасенс Анджела Деллафьора Форд, которая участвовала в "Звездных вратах" и была аналитиком разведки, а теперь называет себя медиумом, который связывает людей с духами-проводниками и умершими близкими.
Автор возвращается к эксперименту, описанному в начале статьи. Первый этап: разработаны протоколы и выбраны 22 разные точки под открытым небом в районе залива неподалеку от частной лаборатории Мэя в Пало-Альто. Второй этап: Мэй просит компьютер наугад выбрать одну из точек. Компьютер также посылает ассистентке Мэя, бывшей официантке Лори Хаули (это и есть "загадочная брюнетка"), sms с указаниями, куда ехать и нужно ли устраивать мини-извержение жидкого водорода. Мэй и экстрасенсы не знают этих инструкций.
"Мэй работал с экстрасенсами, с каждым по отдельности, в тихой комнате. Он завязывал им глаза и затем говорил: "Пожалуйста, совершите доступ и опишите первое, что увидите, когда мы снимем повязку" примерно через полчаса. Погрузившись в расслабленное или трансоподобное состояние, экстрасенс затем в точности описывал то, что "видел" в точке в районе залива. Мэй заносил рассказы экстрасенса в компьютер, присваивая цифровое значение каждому водоему, рукотворной постройке и другим физическим элементам, которые были описаны", - говорится в статье. На финальном этапе компьютер устанавливал, насколько точным был каждый сеанс дистанционного видения.
Во многих других случаях Мэй проводил эксперимент с точками на расстоянии нескольких тысяч миль, в Мэриленде или Вирджинии.
Издание сообщает, что было проведено 72 опыта. В 36 случаях ассистентка устраивала извержение жидкого водорода. В окончательном отчете перед Bial Мэй сообщил, что эксперимент удался. Мэй полагает, что внезапная вспышка энергии помогает экстрасенсам видеть за тысячи миль и даже заглядывать в будущее. "Если все подтвердится, это будет прорыв", - говорит Мэй о своем новом исследовании.
Рэй Хаймен, почетный профессор психологии Орегонского университета, - один из ведущих разоблачителей паранормальных явлений в США. Первоначально Хаймен уважал научную этику и жесткие критерии Мэя. Но, по словам Хаймена, когда Мэй возглавил программу, он сделался единственным судьей того, насколько точно экстрасенсы описывали объекты. "Единственным судьей, при котором эксперименты работали, был Эд Мэй, - говорит Хаймен. - А это совершенно неприемлемо".
Когда в 1995 году ЦРУ привлекло Хаймена к инспекции программы "Звездные врата", стало ясно: конец близок. Мнение Хаймена взяло верх. В докладе ЦРУ Мэя отчитали за то, что на практически всех тестах он был "судьей и жюри".
Хаймен недавно назвал Мэя умным и талантливым человеком. Но Хаймен полагает, что даже самые честные и глубоко продуманные попытки доказать существование экстрасенсорного восприятия потерпели неудачу.