Неожиданно в этом месяце Россия вновь оказалась в центре внимания. Спустя два с небольшим года после коллапса рубля, вынудившего правительство объявить дефолт по своим долгам, а все мировые банки захлопнуть перед ним двери, эксперты взбудоражены удивительным возрождением российской экономики. Согласно прогнозам, реальный рост ВВП составит в этом году около 7%, кроме того, произошел огромный скачок от 4%-го дефицита до 6%-го профицита бюджета, а уровень инфляции, как ожидается, опустится ниже отметки в 20%.
Все это хорошие новости. К ним следует отнести и недавнее принятие Думой в первом чтении проекта бюджета на 2001 год. Детали еще будут уточняться, однако основные моменты уже определены. Хорошие отношения президента Владимира Путина с парламентом резко контрастируют с бесконечными ссорами, характерными для периода правления его предшественника Бориса Ельцина.
Однако сейчас явно не время расслабляться - настоящие трудности еще впереди. Улучшение макроэкономической ситуации почти полностью объясняется двумя неустойчивыми факторами: девальвацией рубля и повышением цен на нефть. Сейчас для восстановления подорванного доверия инвесторов следует осуществить целый ряд макроэкономических и правовых реформ, необходимость в которых возникла уже давно.
Так что последний документ ЕБРР, содержащий стратегию дальнейших отношений с Россией, появился в исключительно подходящий момент. Являясь крупнейшим иностранным инвестором в России, банк приобрел богатый опыт, вращаясь в атмосфере правовой и финансовой вседозволенности, воцарившейся в стране после развала СССР в 1991 году. Его выводы недвусмысленны.
"Серьезная слабость правовой системы продолжает препятствовать инвестициям, - говорится в документе. - Власти монополий, препятствующих проведению важных реформ, действительно, должен быть положен конец. Необходимо улучшить стандарты корпоративного управления. Без явного прогресса в этих областях впечатляющее экономическое возрождение России не будет долговременным".
По мнению большинства инвесторов, реформы необходимо осуществлять в следующих направлениях: защита прав акционеров; принятие четкого закона о банкротстве, реализуемого на основе необходимых правовых норм; создание хорошо финансируемых и независимых правовых институтов; радикальная реструктуризация банковского сектора; взимание налога с прибыли, а не с оборота. Все это уже обещано, но ни одна из этих реформ пока не осуществлена.
В прошлом году темпы иностранного инвестирования в Чехии, Венгрии и Польше более чем в два раза превышали российские. Основная причина заключалась в отсутствии в России работающей, базирующейся на законах системы. Путин должен обуздать неограниченную власть финансовых олигархов и национальных монополий, появившихся на обломках СССР и являющихся главным препятствием на пути нормально функционирующей рыночной экономики. Только тогда россияне, наконец, смогут извлечь выгоду из своих богатых природных ресурсов.