Искусство и деньги, большое искусство и большие деньги. Партия разыгрывается в центре одной из самых красивых площадей в мире, на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, и ставка в игре очень высока. "Кое-кто желает смерти директору Эрмитажа", - говорят те, кто в курсе сложившейся ситуации. На заднем плане - городская администрация, в которой господствуют интриги, коррупция и двойные игры.
Это не основные сюжетные линии нового детективного романа, а реальная история о последнем вызове, брошенном директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, который вместе с группой представителей интеллигенции и артистов выступает против желающих перенести в Санкт-Петербург международные фестивали и концерты заокеанского типа и против спонсоров подобных мероприятий, способных организовать борьбу с недовольными. "Подобной обстановки не наблюдалось со времен большевистских штурмов", - пишет городская интернет-газета "Фонтанка.ру".
Война за Дворцовую площадь началась в июне прошлого года после концерта Пола Маккартни. Пиотровский, директор Эрмитажа с 1992 года, сын предыдущего директора музея, практически выросший рядом с золотом скифов, вооружился бумагой и ручкой и написал в "Известия" жесткий комментарий: "То, что произошло вчера вечером на концерте Пола Маккартни, является примером того, что никогда не должно происходить рядом с музеем". Свыше 60 тысяч человек пели, танцевали, прыгали и стучали ногами в нескольких сотнях метров от полотен Матисса и Леонардо, Джорджоне и Мане.
"Когда мы передаем свои картины другим музеям, мы избегаем даже перевозки картин воздушным транспортом, чтобы избежать разрушения полотен вибрацией, - заявил разгневанный Пиотровский, - подумайте, что могло произойти на протяжении целой ночи, когда вибрация была несопоставимо сильнее, чем в любом самолете. Это недопустимое разрушение, я буду бороться, чтобы подобное никогда не повторилось".
Однако после Маккартни был Джо Кокер, - хотя Пиотровскому удалось заставить перенести усилители в противоположную от музея сторону, - а несколько недель назад было заявлено о проекте проведения кинофестиваля, который продлится 13 дней, где ожидается свыше миллиона гостей. Автором инициативы является Марк Рудинштейн, режиссер, занимающийся в настоящее время бизнесом, имеющий широкие связи в мире нового русского капитала.
"Когда я приезжаю в какой-нибудь город, я никогда не иду в музеи, - ответил Рудинштейн на обвинения Пиотровского. - Первое, что я делаю, это сажусь в кафе на площади и любуюсь панорамой, лишь после этого я могу сказать, что знаю город". Поэтому, по задумке Рудинштейна, для фестиваля будут смонтированы шесть проекционных залов и конференц-зал, на Дворцовой площади появятся бар, кафе, ресторанчики и пивные. "Я не могу думать о количестве ночных заведений и общественных туалетов, которые убьют центральную часть нашего города", - ответил ему Пиотровский.
В игру вступили не только два различных представителя культуры, один из которых привык каждый день проходить по 300 залам, которые некогда принадлежали Романовым, и мечтать о превращении своего музея в соперника Лувра, а другой предпочитает организовывать массовые мероприятия и распоряжаться деньгами спонсоров. Существуют также требования местной администрации, разрывающейся между необходимостью поддержать одного из самых авторитетных людей города, ко всему прочему, хорошего друга президента Путина, и желанием наконец пополнить нищенскую казну Петербурга.
"Пиотровский становится основным препятствием на пути большого бизнеса, - заявил в открытом письме режиссер "Русского ковчега", снимавшегося в Эрмитаже, Александр Сокуров, обеспокоенный сложившейся ситуацией. - Я боюсь, что его жизнь в опасности".
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко попыталась успокоить всех, назначив комиссию, которая должна принять решение о будущем Дворцовой площади, но сами чиновники администрации сомневаются в успехе этой инициативы. "Я согласился принять участие в проекте, - говорит Александр Мамонтов, отвечающий за проведение нового фестиваля. - Я признаю, что наши предшественники не думали о подобного рода мероприятиях, когда строили Дворцовую площадь". И что теперь? "Это признак того, насколько сильно давление", - говорит Сокуров, который старается не произносить имени возможного заказчика. - Марк Рудинштейн - хороший режиссер, он много сделал для продвижения российского кино, но теперь он бизнесмен, а для этих людей деньги прежде всего".
В последнем интервью "Эху Москвы" Рудинштейн заявил, что намерен заниматься фестивалем "Золотой ангел" (так называется проект) в течение ближайших двух лет. Он уже знает, кому он его продаст. "Уже начался дележ денег, - отмечает обеспокоенный Сокуров. - Это уже не комиссия по решению судьбы Дворцовой площади!".
Пиотровский уже несколько дней не покидает своего кабинета в Эрмитаже и хранит упорное молчание. Те, кто его знают, понимают, что это не из-за страха за свою жизнь. Но в России, стране легких денег, лучше уметь видеть, что делается у тебя за спиной.