Стали известны пугающие и тревожные детали последнего расследования событий в Чечне, подконтрольной России республике, журналистки Анны Политковской, над которым она работала непосредственно перед тем, как была убита в прошлую субботу.
В полном соответствии с ее репутацией человека, сделавшего себе имя критическими и жесткими репортажами о повстанческом регионе на юге России и о попытках Кремля подавить там сепаратистские настроения, ее лебединой песнью в журналистике стал убийственный вердикт чеченскому правлению.
Ее последние рабочие часы были, судя по всему, посвящены составлению списка предполагаемых нарушений прав человека чеченским руководством и фактов пыток и убийств людей, подозреваемых в терроризме.
Российские власти уже дважды с 1994 года начинали военные действия, чтобы удержать Чечню в границах России, а сегодня утверждают, что обстановка в этой зоне относительно спокойная и что процесс восстановления идет полным ходом.
Жесткая линия Москвы по отношению к преимущественно мусульманской республике была лично санкционирована президентом Владимиром Путиным. Именно Путин, тогда еще премьер-министр, в 1999 году дал старт Второй чеченской войне. И именно Путин, бывший глава российской ФСБ, постоянно жестко высказывался по поводу Чечни. "Мы будем преследовать террористов везде, - сказал он в памятном выступлении 1999 года. - В туалете поймаем - мы и в сортире их замочим". При нем столица Чечни, Грозный, была не единожды подвергнута ковровым бомбардировкам и превращена в подобие лунного пейзажа, а одним из первых появлений Путина на телеэкране в качестве президента были кадры, где он раздавал охотничьи ножи солдатам, служащим в Чечне.
В одном отношении его бескомпромиссная позиция, по-видимому, принесла свои плоды. Кремль всегда доказывал, что война в Чечне окончена и что теперь он занимается операциями по "зачистке" территории. Впервые за долгое время в этих словах есть доля правды. Хотя российские солдаты по-прежнему погибают из-за устроенных повстанцами засад, нападения стали единичными, а жертвы - незначительными.
После захвата школы в Беслане в 2004 году, который оттолкнул от боевиков многих сочувствующих на Западе, они больше не предпринимали масштабных террористических атак. Шамиль Басаев, внушавший наибольший ужас чеченский полевой командир, которого называли "бесланский мясник", в этом году погиб при загадочных обстоятельствах. Согласно российским данным, количество боевиков, засевших в окутанных туманом горах республики составляет всего 600 человек. Они безнадежно малочисленны - им противостоят размещенные в Чечне примерно 50 тыс. военнослужащих федеральных сил и 25 тыс. лояльных России вооруженных чеченцев. Так что Москва почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы вывести значительную часть своих войск из республики и передать большую часть повседневного руководства прокремлевскому правительству, состоящему из чеченцев.
Чечня все еще остается официально "зоной проведения контртеррористической операции", но считается, что она стремительно превращается в "нормальную" часть Российской Федерации. Однако последнее расследование Политковской рисует совершенно иную картину и показывает, что столь торжественно провозглашенный Кремлем "мир" куплен непомерной ценой. От ее последней статьи стало бы не по себе многим людям, занимающим высокие посты, и многие в России подозревают, что ее могли убить из-за тех фактов, которые она раскрыла. В то же время она публично призывала предать суду прокремлевского премьера Чечни Рамзана Кадырова - по обвинению в соучастии в пытках и убийствах предполагаемых террористов. Кадыров признал позднее, что ему не нравились статьи Политковской о нем, но опроверг причастность к ее убийству, говоря, что никогда не "сводил счеты" с женщиной.
Вчера в либеральной "Новой газете", где работала журналистка, были опубликованы фрагменты статьи, которую она писала перед смертью.
Никто пока не был арестован в связи с ее убийством, хотя кадры, снятые с помощью видеокамер наблюдения, показывают, что за ней следили четыре человека и затем в лифте дома, где она жила, ее расстрелял мужчина в бейсболке. Газета, где она работала, уже назвала Кадырова главным подозреваемым, хотя ее коллеги допускают и то, что целью убийства могло быть очернение его имени.
В октябре Кадырову исполнилось 30 лет, и теперь он вправе избираться в президенты Чечни. Это весьма противоречивая фигура: Кадыров контролирует 25-тысячную собственную армию, и есть множество людей, заинтересованных в том, чтобы Путин перестал поддерживать чеченского премьера. Но на данный момент Кадыров кажется неуязвимым, и ему прочат корону президента Чечни еще до конца нынешнего года.
Возможно, это было совпадением, но бородатый чеченский премьер отпраздновал свой день рождения 5 октября, за два дня до убийства Политковской. А день убийства - 7 октября - был днем рождения Путина. День рождения Кадырова прошел под его излюбленный рефрен: "В Чечне все в порядке, и только я могу поддерживать здесь мир", а с небес в буквальном смысле лился денежный дождь.
Самопровозглашенный властитель Кавказа не любит делать что-нибудь наполовину, так что он исполнил традиционный чеченский танец перед камерами, окруженный кружащимися купюрами достоинством в 1000 и 5000 рублей, которые сыпались на него как конфетти. Сигнал очевиден: Чечня больше не раздираемая войной "горячая точка", а регион, находящийся на подъеме. Чтобы подчеркнуть это, чеченский премьер торжественно открыл грозненский аэропорт, который был с огромным трудом возрожден из руин после двух войн. Вскоре между чеченской столицей и Москвой начнутся коммерческие рейсы - еще пять лет назад такое невозможно было себе представить, и Кадыров превозносил аэропорт как символ возрождения его республики.
Отец Рамзана Кадырова, президент Чечни Ахмат Кадыров, пользовавшийся поддержкой Кремля, был убит в 2004 году взрывом на трибуне стадиона, откуда он наблюдал за военным парадом.
Отец и сын в середине 1990-х годов сражались против русских, но затем переметнулись на их сторону. С тех пор Кадыров-младший переманил многих из своих бывших товарищей по оружию на сторону России и создал себе репутацию самого надежного союзника Путина в этом регионе.
Гигантские плакаты с изображением Путина и Кадырова длиной в целый квартал украшают разбомбленный Грозный, к тому же чеченскому премьеру присвоено звание "Герой России", что возмущает тех федералов, кто сражался с ним в 1990-х.
Следуя одной из самых сомнительных традиций ЦРУ, Путин, похоже, выбрал Кадырова в качестве "нашего сукина сына" в рамках проекта "чеченизации", который должен принести то, чего не смогли принести две войны, а именно - стабильность.
При всем при том получить точную картину происходящего в Грозном трудно. Кремль создал огромные препятствия для западных репортеров, которые хотят освещать события в этом регионе, а большинство российских журналистов слишком боятся вызвать гнев Кремля и не рискуют там работать.
Анна Политковская была не как все. Судя по тому, что она писала для "Новой газеты", на чей-то вкус она была слишком "не как все".