"Экономический патриотизм" усиливается в трудные времена
"Пусть американцы сами разбираются в своей ипотечной системе", - сказал несколько недель назад российский президент Дмитрий Медведев. Несмотря на головокружительные падения биржевых котировок и усугубление финансового кризиса, российские власти пытаются удержать корабль на плаву путем вливания сотен миллиардов рублей в национальную экономику, чтобы поддержать в первую очередь банковский сектор.
Однако российский рынок оказался одним из наиболее сильно пострадавших в результате биржевых обвалов последних недель. Индекс РТС с момента начала кризиса потерял более 60% своей стоимости, биржа была вынуждена неоднократно прерывать торги в попытке избежать худшего. Падение оказалось очень болезненным для московских золотых мальчиков, захотевших вложить часть своих хороших зарплат в акции российского рынка. 30-летний программист Юрий, вложивший немного денег в инвестиционный фонд, признается, что потерял "несколько тысяч долларов" с начала кризиса. "Надо надеяться, что будет обратный рост", - уверенно добавляет он, подчеркивая, что решил вложить свои сбережения в российский рынок из "экономического патриотизма".
"Конец однополярного мира"
Такой "патриотизм" все чаще идет в России рука об руку с разговорами о конце американской гегемонии. "События в Южной Осетии и обвал экономики знаменуют собой конец однополярного мира", - уверяет заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов. Этой же точки зрения придерживается либеральная оппозиция: "Экономический кризис - это не конец Америки, но конец эры ее превосходства", - говорит экономист Ирина Хакамада, бывшая кандидатом правых на президентских выборах 2004 года.
В условиях растущего недоверия экономическим возможностям Соединенных Штатов многие россияне хотят, чтобы государство защитило банковские учреждения страны. На прошлой неделе газеты опубликовали результаты опроса агентства NAFI об экономических опасениях населения: большинство (57%) считает государственную поддержку основным фактором устойчивости российской банковской системы, далеко опережая тех, кто считает, что первостепенная задача - борьба с инфляцией (23%), которая еще летом была главным поводом для беспокойства в России.
Этот призыв был услышан российской властью: в пятницу премьер-министр Владимир Путин объявил, что до конца года в российский рынок будет вложено более 175 млрд рублей с целью поддержать в первую очередь таких гигантов экономики - и без того полугосударственных, - как "Газпром" или государственные банки. "Патриотический изгиб" российской экономики в период кризиса? "Участники экономической деятельности, значительное количество депутатов Государственной Думы, эксперты давно обращались в правительство Российской Федерации с просьбой разместить часть имеющихся у него ресурсов, средств не в иностранных ценных бумагах, а в российских, - заявил премьер, выступая перед депутатами Думы. - Имея в виду те сложные процессы, которые происходят сегодня в западной экономике, думаю, что такое требование является обоснованным сегодня".