Пхеньян разрешил иностранным журналистам наблюдать за крупнейшим в истории Северной Кореи военным парадом, сообщает The Guardian. "Это часть кампании по утверждению статуса Ким Чен Уна (младшего сына Ким Чен Ира) как будущего лидера", - полагает журналистка Таня Бренигэн.
Пресса также посетила выставочный зал, где на трех этажах цвели орхидеи и бегонии. Соседство этих цветов поразительно, так как орхидеям нужен свой температурный режим, а бегониям - свой, отмечает автор. "Наш гид сказал, что объяснение простое: эти виды названы в честь основателя Северной Кореи и его сына, нынешнего лидера", - пишет газета.
В пропаганде и агитации есть несколько лейтмотивов: армия, учение самодостаточности ("чучхе") и значение семьи Ким, в том числе нового наследника Ким Чен Уна, говорится в статье. Чаще всего рассказывают, как представители клана Ким заботятся о простых людях. Например, Korea Today напомнила, как в 1979 году Ким Чен Ир отчитал строителей за экономию мрамора при возведении роддома и приказал инкрустировать пол в центральном зале рубинами, сапфирами и топазами. В те времена экономическая ситуация была еще относительно неплохая. Ныне, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, треть граждан Северной Кореи страдает от недоедания, почти четверть детей младше 5 лет имеет вес ниже нормы.
"Пропаганда семьи Ким происходит постоянно, но она замысловата, а иногда странно-уклончива", - пишет газета. Так, по данным издания, кампания за утверждение преемника началась год назад, но в прессе о Ким Чен Уне не упоминалось никогда - вплоть до дня, когда менее двух недель назад ему присвоили звание генерала. Аналитики пытаются читать между строк не только газеты, но и выступления артистов. Взять, например, воскресный Массовый Танец: девочки в балетных пачках - символ местного изобретения, ткани "виналон", а дети в скафандрах, вероятно, олицетворяли высокие технологии. Некоторые наблюдатели усматривают в этом скрытую пропаганду Ким Чен Уна. "Северокорейской пропаганде остро требуется увязать с наследником множество современных и позитивных вещей, но их ассортимент узок", - заметил Леонид Петров из Сиднейского университета.
Между тем старший сын Ким Чен Ира, 39-летний Ким Чен Нам, в интервью японскому телеканалу "Асахи" сказал, что не одобряет наследственной передачи власти, но заметил, что нужно считаться с внутренними факторами. По мнению Андрея Ланкова из университета Кукмин (Сеул), высказывания Ким Чен Нама - почти что вызов. Но этот человек имеет мало влияния в Северной Корее, а военные его не поддерживают, добавил Ланков.