Западная пресса продолжает освещать показания Бориса Березовского в Лондоне, где он судится с Романом Абрамовичем. Вчера разбирались утверждения Березовского, что платеж в 1,3 млрд долларов за акции "Сибнефти" в 2001 году был переведен на его счет со счета Абрамовича в Латвии не напрямую, а через некую компанию, принадлежавшую тогдашнему правителю Абу-Даби. Абрамович не отрицает сам факт платежа, но уверяет, что Березовский никогда не владел акциями "Сибнефти", а деньги были платой за политическое покровительство - западные журналисты передают дословно: krysha.
"Российский магнат "перечислил в британский банк 1,3 млрд долларов через Абу-Даби", - выносит в заголовок Times, пересказывая вчерашние заявления в зале суда. Березовский утверждает: на вышеописанной схеме передачи денег и акций он настоял, дабы предотвратить вмешательство российских властей и отказ Абрамовича от сделки. Между тем вчера адвокат Абрамовича Джонатан Сампшен назвал в суде эту схему "аферой", отмечает журналист Алекс Спенс.
По словам Сампшена, ныне покойный юрист Стивен Кёртис, который был поверенным и Березовского, и правителя Абу-Даби, "выдумал продажу акций "Сибнефти", дабы успокоить Clydesdale Bank, что поступления на счет Березовского - это платежи по законной сделке, а не доходы от политической коррупции", - говорится в статье. Регуляторы запрещают отмывание денег британскими банками, поясняет издание.
"Кёртис помог вам отмыть ваши деньги, не правда ли, с вашего согласия?" - спросил Сампшен в зале суда. "Неправильно так говорить, потому что я никогда не делал ничего противозаконного", - возразил Березовский.
"Банк утвердил сделку Березовского с участием шейха", - гласит заголовок в Financial Times. Менеджер по юридической экспертизе Clydesdale Bank санкционировал сделку, которую в среду адвокат Абрамовича назвал "аферой", поясняет корреспондент Кэролайн Бинхэм.
Согласно доказательствам, на которые ссылается Абрамович, менеджер по юридической экспертизе сказал поверенному Березовского: банк предпочитает перевод денег через компанию шейха Султана бин Халифы бин Зайеда аль-Нахьяна, а не прямое поступление со счетов Абрамовича в Латвии. Clydesdale опасался, что в латвийских банках не столь жесткий контроль, предотвращающий отмывание денег, пояснили суду.
"Абрамович утверждает, что ничего не знал об участии шейха в качестве посредника и не покупал у него никаких акций", - говорится в статье.
На перекрестном допросе Березовский уверял, что мало вникал в структуру сделки, а деталями занимались его деловой партнер Бадри Патаркацишвили, его поверенный Стивен Кёртис и его финансовый директор Руслан Фомичев. "Патаркацишвили и Кёртиса уже нет в живых, а Фомичев не дает показания на этом процессе, так как Березовский ранее подавал на него в суд", - замечает газета.
В среду в суде было заявлено, что Кёртис получил за организацию тройственной сделки 18,3 млн долларов в дополнение к своим гонорарам как юриста.
Кёртис "оказал вам услугу, которая принесла большие деньги: он отмывал деньги, не правда ли, с вашего согласия?" - сказал адвокат Абрамовича Сампшен, обращаясь к Березовскому.
"В тот раз я не понял - теперь я определенно чуть лучше понимаю - что юристы получают кучу денег", - парировал Березовский. "Этот ответ заставил улыбнуться даже Сампшена, для которого это последнее дело перед тем, как он станет судьей Верховного Суда", - замечает газета.
Заголовок в Independent - самый прямой: "Бориса Березовского обвиняют в отмывании денег". Это также единственная статья, где названа компания правителя Абу-Даби - Devonia. Журналист Том Пек отмечает, что в этом экстраординарном деле, помимо двух экс-президентов РФ и многих миллиардеров, всплыл еще один выдающийся персонаж - фантастически-богатый юрист Стивен Кёртис. Он погиб в 2004 году при катастрофе вертолета, когда летел в собственный замок, купленный на доходы от работы с несколькими российскими олигархами, напоминает газета.
Издание приводит еще несколько диалогов из зала суда.
"Я сказал вам, что вся эта операция была аферой с целью обмана ваших банков и сокрытия ваших активов, не так ли?" - спросил Сампшен у Березовского.
"Это детали. Они [мои сотрудники] никогда не информируют меня о деталях", - ответил Березовский.
"Он также сознался, что подписал документы, касавшиеся Devonia, в 22:00 в лондонском ресторане Nobu, и согласился с тем, что поступил "неправильно", - говорится в статье.
Сделку с Devonia Березовский назвал "головной болью" и раздраженно произнес: "Если он [Абрамович] просто сделал мне еще один подарок, если [1,3 млрд долларов] просто жест его доброй воли, если это политическая krysha, зачем нам было все это проделывать?".
По слухам, на встрече, организованной Кёртисом, менеджер банка по юридической экспертизе попросил у шейха паспорт и какой-нибудь счет ЖКХ в качестве удостоверения личности. Шейх вручил ему несколько бумажных дирхемов со словами: "На них мое лицо", и все расхохотались.