Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 октября 2016 г.

Ролан Ломбарди | Atlantico

Понять (по-настоящему) российскую политику в Средиземноморье и на Ближнем Востоке

"Помимо демонстрации силы и своей дипломатической роли, отныне ключевой, в Сирии (как, впрочем, и во всем регионе), Россия в течение нескольких лет (в частности, после западной интервенции в Ливию в 2011 году и одновременно со знаменитой "арабской весной") усиливала свой интерес к Средиземноморью и к Ближнему Востоку, проводя там политику динамичную, последовательную и всегда глобальную", - считает Ролан Ломбарди, доктор исторических наук и ассоциированный исследователь IREMAM (Института исследования и изучения арабского и мусульманского мира) в Университете Экс-Марсель, специалист по международным отношениям, Магрибу и Ближнему Востоку. Его статья опубликована в Atlantico.

"Разумеется, Россия, ведущая православная страна, в последние несколько десятилетий возродила, как говорит Жан-Франсуа Колозимо, один из лучших специалистов по православному миру, "геополитику православия" в Южной Европе (Сербия), в Средиземноморье (Греция и Кипр) и на Ближнем Востоке (христиане Востока)", - говорится в статье.

"Но одновременно с этой "геополитикой православия" не надо упускать из виду тот факт, что Россия также мусульманская держава (она, в частности, член OИС, Организации исламского сотрудничества), отсюда ее особое внимание к политической эволюции арабо-мусульманского мира", - отмечает автор.

"Сегодня около 15% российского населения составляют мусульмане, это примерно 20-22 млн (самое крупное из меньшинств) из 150 млн жителей страны. Таким образом, эта давняя близость с исламом делает русских тонкими знатоками этой религии. Институт востоковедения Академии наук в Москве, существующий двести лет, является одним из лучших исследовательских и мозговых центров по исламу и Востоку на планете. Самым знаменитым его выпускником (а позднее профессором) был Евгений Примаков", - указывает автор.

"Это ему мы обязаны российской "доктриной" по поводу ислама, а именно дифференциацией между врагами-"экстремистами", такими, как салафиты и ваххабиты, и союзниками-"фундаменталистами", - комментирует эксперт.

"Даже если различные мусульманские организации и религиозные авторитеты остаются под строгим наблюдением со стороны российских властей, в совокупности своей они относительно лояльны и верны своей родине", - передает газета.

"В частности, на Кавказе Кремль взял под контроль кавказских имамов и закачал туда миллионы рублей, опираясь, как в Чечне с весьма спорной фигурой Рамзана Кадырова, на местных жестких властителей, которые устанавливают мир и порядок, включая и то, что происходит в мечетях...

Конечно, стране не удалось избежать такого же феномена радикализации, который затронул мусульман или обращенных в ислам в западных странах. Например, более 2400 россиян и около 4000 выходцев из бывших советских республик Центральной Азии пополнили ряды джихадистов в Сирии", - отмечает Ломбарди.

"В настоящее время в России имамы, муфтии, теологи, ученые и все религиозные инстанции, такие как Московский исламский институт, мобилизованы на самом высоком уровне, чтобы обуздать религиозный экстремизм и вновь открыть традиционный ислам. Параллельно, власть и религиозные авторитеты работают рука об руку над примирением ислама и патриотизма", - заявляет автор.

"Что касается могущественной ФСБ (бывшего КГБ), российской службы внутренней безопасности (как и СВР, российская Служба внешней разведки), она много лет активно и безжалостно борется с терроризмом. Поскольку Россия, как и Франция, одна из главных мишеней этой напасти", - говорится в статье.

"Наполеон говорил, что "политика государств определяется их географией". Мы можем его парафразировать, уверяя, что "политика государств определяется также их демографией". Исходя из этого постулата, когда внутренняя политика и геополитика отныне переплетаются и смешиваются, мы можем понять сегодняшнюю российскую политику в Средиземноморье и на Ближнем Востоке", - утверждает эксперт.

"Восприятие России в арабо-мусульманском мире не такое, как европейское восприятие, главным образом по трем причинам.

Прежде всего, и этот пункт важнее, чем принято считать в этом регионе, русские невосприимчивы к какому-либо понятию вины и покаяния. Парадоксально, но для Москвы дебаты вокруг "колониализма" или "империализма" напоминают манипуляции и ложь советской государственной пропаганды. В противоположность Западу и его колониальному прошлому, российский подход к арабо-мусульманскому миру начисто лишен комплексов. Русские не могут себе представить, как можно извиняться по поводу, например, долгих и жестоких завоевательных войн России в Центральной Азии и на Северном Кавказе между 1817 и 1864 годами", - рассуждает ученый.

"Далее, Россия, опять же в отличие от Запада, не озадачивается никаким уроком морали в международных отношениях. Для Москвы нет моральных догм и манихейства в ее мировосприятии, и нам известны понятия о невмешательстве и неучастии, столь дорогие Кремлю и возведенные в неизменные дипломатические принципы. Напомним здесь, как Путин, несмотря на острую напряженность в российско-турецких отношениях, проявил прагматизм (пожертвовав, по правде говоря, немного своей поддержкой курдов в Сирии) и стал единственным, кто поддержал исламиста Эрдогана во время государственного переворота в июле этого года и особенно после жестоких чисток, последовавших за ним. Чисток, которые, напротив, были осуждены его американскими и европейскими союзниками. Результат не заставил себя долго ждать, и турецкий диктатор пришел с повинной и помирился с российским президентом..." - продолжает автор.

"Наконец, по внутренним причинам, о которых мы упомянули выше, Россия представляется чемпионом в борьбе с терроризмом и исламизмом", - говорится в статье.

"Таким образом, достоинство российского послания, обращенного к странам региона, состоит в его ясности и может сводиться к следующему: "Управляйте вашими странами, как вам угодно, но у власти мы не желаем видеть исламистов, ни "умеренных", ни других; взамен и в случае необходимости вы всегда можете рассчитывать на нашу верность и поддержку!" - указывает эксперт.

"Некоторые наблюдатели еще заявляют, что шквал российского огня, обрушенный сегодня на Алеппо, разрушит имидж России на Ближнем и Среднем Востоке. Маловероятно", - уверяет автор.

"Что касается Израиля, еврейское государство уже поддерживает серьезное торговое, технологическое и военное сотрудничество с Российской Федерацией. (...) Примета времени: в конце августа Путин дал знать, что он готов организовать и провести израильско-палестинскую встречу на высшем уровне, инициатива была поддержана Египтом и очень хорошо воспринята одновременно израильтянами и палестинцами..." - передает газета.

"С советских времен Москва никогда еще не добивалась такого лидерства в этой зоне. Россия нам показывает также, что во внешней политике политический (и геополитический) реализм остается фундаментом, и никогда не следует его подчинять экономике или торговле, а тем более идеологии..." - полагает автор.

"Даже если, к сожалению, социально-экономическое развитие стран Юга на данный момент имеет для нее небольшое значение и ее собственные интересы превалируют над всеми остальными, тем не менее, в долгосрочной перспективе Россия может заставить признать себя в качестве единственного и истинного мирового судьи на Ближнем Востоке. Остается узнать, каковы будут новые американские решения для этого региона, начиная с января 2017 года, и сумеет ли она через несколько лет преуспеть там, где другие западные державы всегда терпели неудачу..." - резюмирует Ролан Ломбарди.

Источник: Atlantico


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru