Когда в 8.48 утра во вторник первый самолет врезался в одну из башен Всемирного торгового центра, люди, находившиеся в другой башне, откуда был хорошо виден это ужас, почувствовали, что они должны как можно скорее покинуть здание.
Одной из них была Кэтрин Лячински, которую взрывной волной от взрыва в соседней башни сбросило со стула. Несмотря на 70-летний возраст, Лячински, архитектор, работавшая на 91-ом этаже южной башни Всемирного торгового центра, побежала к лестнице. Двенадцатью этажами выше Джуди Вейн пронзительно закричала и тоже побежала вниз.
Однако многие из тех, кто работал в этом 110-этажном здании, не имели понятия об ущербе, нанесенном соседнему зданию. Они не знали точно, что происходит, и поэтому действовали не столь уверенно. А 15 минут, оставшихся до атаки второго самолета, уже начали истекать.
Друзья и коллеги - каждый из них пытался предложить свою версию событий или успокоить окружающих - обсуждали целесообразность выхода из здания. Они не знали, как лучше поступить, а по внутренней трансляции, между тем, раздавались официальные объявления о том, что всем следует оставаться на местах: людей уверяли, что зданию не причинен ущерб и что опасность угрожает лишь соседней башне.
Одни покинули здание, другие остались. Некоторые уже начали спускаться вниз, но услышав объявления и указания вернуться на свои места, поворачивали обратно. Принятые в этот момент решения оказались роковыми, поскольку многие из тех, кто предпочел остаться, были обречены: второй самолет врезался в южную башню, уничтожив или оставив в безвыходном положении людей, работавших на этажах, расположенных выше места удара.
В числе тех, кто пребывал в нерешительности, были руководители Morgan Stanley Dean Witter и Fuji Bank USA.
Нэт Алкамо из Morgan Stanley поговарил по телефону со своей невестой, которая посоветовала ему покинуть 60-ый этаж, где находился его офис, и, спускаясь, по лестнице, он проигнорировал слова сотрудника с портативным мегафоном, который стоял на 44-ом этаже и говорил, что здесь так же безопасно, как и на улице.
Спустя несколько мгновений башню потряс удар, и "три ступеньки я просто пролетел", - рассказал он.
Ричард Джекобс из Fuji Bank покинул 79-ый этаж вместе со своими коллегами, однако на 48-ом этаже они услышали объявление, что ситуация находится под контролем. Некоторые сели в лифты и вернулись - это произошло примерно за 3 минуты до того, как в их этаж врезался самолет.
"Я просто не знаю, что с ними произошло", - говорит Джекобс.
Картина происходившего в обеих башнях с момента первого удара до падения южной башни, продолжает проясняться. Ясно, что этот период охватывает примерно час, и некоторые решения, принятые за эти 60 минут, определили дальнейшую судьбу находившихся там людей: им было суждено либо погибнуть, либо остаться в живых.
Те, кто выбрались говорят что последовательность событий была такой ? ужасный взрыв, смерть людей, затем все смолкло, и появилось чувство потерянности, незнания, что предпринять. Нет никаких сомнений, что эвакуация тысяч людей, особенно из южной башни, прошла успешно: люди помогали друг другу, проявляя при этом большое мужество.
Те, кто находился на 88-ом этаже северной башни, проделали долгий путь к спасению, переступая через обломки. На переполненных лестницах люди уступали дорогу раненым. Пожарные помогали раненым спускаться вниз.
По словам официальных представителей Port Authority, значительное число людей было эвакуировано в течение часа, то есть на 30 минут быстрее, чем во время учений. Кроме того, после взрыва бомбы в 1993 году были приняты некоторые дополнительные меры безопасности: речь идет о запасной системе электроснабжения, которая значительно облегчила вывод людей.
Вчера один из руководителей Port Authority Эрнесто Батчер отказался обсуждать процедуру эвакуации из Всемирного торгового центра. Однако другие представители Port Authority сообщили, что башни находились в ведении нового оператора Всемирного торгового центра Ларри Силверстейна.
Силверстейн не захотел вчера обсуждать никакие вопросы, связанные с катастрофой. В ответ на вопросы по поводу объявлений, сделанных сотрудниками охраны в южной башне, о том, что людям ничего не угрожает и что всем следует вернуться на рабочие места, он подчеркнул: "Мы проводим тщательное расследование. Пока нам неизвестно, были ли вообще такие объявления, а если были, кто их делал".
В северной башне эвакуация началась после взрыва, вызванного ударом первого самолета. Помощник руководителя Port Authority Дорин Смит стояла у своего стола рядом с коллегой, когда от потолка начали отваливаться большие куски.
Они начали пробираться через обломки к лестнице.
В первые мгновения ее охватило смятение, и она позвонила домой, чтобы сказать, что попала в ловушку. Затем кто-то нашел дорогу к открытому лестничному маршу, и она поспешила на лестницу.
На 78-ом этаже она увидела женщину, у которой сильно обгорели волосы и одежда. "Я не могла взять ее за руку, так что мне пришлось держать ее за свитер и так вести вниз".
Сотни других людей уступали им дорогу, и через 15 минут они были уже на улице.
Лейтенант Энди Десперито из пожарной службы и четверо его коллег были в числе тех, кто избрал другой путь. Примерно на 8-ом этаже они услышали сильный грохот падающей южной башни, и им приказали выходить. Но лейтенант Десперито остался, чтобы помочь другим спасателям, а остальным приказал уходить.
Меньше, чем через 4 минуты здание рухнуло вместе с оставшимся внутри лейтенантом Десперито. Вечером его тело было извлечено из-под обломков.
У людей, находившихся в южной башне, выбор не был столь очевидным, и, как оказалось, у них было меньше времени, чтобы сделать этот выбор, поскольку эта башня упала первой.
Агент страховой компании Allstate Артур Дошер поспешил забрать служащего, находившегося в ванной комнате, когда увидел через окно 24-го этажа разлетающиеся обломки. "Я не собирался рисковать, и когда я постучал в дверь, он подумал, что я свихнулся", - рассказывает Дошер.
Уже находясь за пределами здания, они остались ждать еще не прибывшего секретаря, чтобы помешать ей войти в здание.
Когда 85-ый этаж задрожал, Эйприл Альбертс бросилась к выходу, несмотря на объявления о том, что пожар в соседней башне локализован и что всем находящимся в этом здании следует вернуться на свои места.
Некоторые вернулись.
Среди тех, кому повезло, был Артуро Доминго из Morgan Stanley. По его словам, спуск был спокойным и организованным - намного лучше, чем после взрыва в 1993 году. Однако когда он добрался до 44-го этажа, человек с мегафоном заявил людям, что все в порядке.
"Его точными словами были: "В нашем здании безопасно. Вы можете вернуться на свой этаж. Если вы немного запыхались, выпейте воды или кофе в кафетерии", - рассказал Доминго. Он и группа других служащих Morgan Stanley поднялись на лифте на 60-ый этаж и вернулись на свои рабочие места. "Какими дураками мы были", - говорит он.
Когда второй самолет врезался в башню прямо над их этажом, он вновь бросился к выходу и прошел мимо того же человека с мегафоном, теперь заверявшего людей, что они останутся живы.
Тем, кто поднялся на верх, или просто остался на месте, не повезло. На этаже, находившемся выше того, в который ударил самолет, лишь немногие сотрудники решились покинуть здание до катастрофы, и десятки тех, кто остался, видимо, погибли.
По словам Билла Саффрана из Aon Corp, его коллеги, к счастью, каждые несколько месяцев проводили учения по эвакуации с 103-го этажа южной башни на случай пожара. "В результате мы знали, где находится выход, который ведет вниз", - отметил он.
Во вторник Саффрана не было в торговом центре. Но впоследствии женщина, сумевшая спастись, рассказала ему, что аварийная лестница, по которой они спускались, на 78-ом этаже закончилась тупиком, и они были вынуждены выйти в коридор.
"Там были толпы людей, - рассказала она ему. - Лифты еще работали, но они были перегружены, и в это время второй самолет врезался в башню. Многие попадали на пол, получив ранения".
По словам Саффрана, только двое из четырех служащих нашли лестницу, которая вела дальше вниз. Двое других - нет. "Один был тяжело ранен, - сказал он. - А другой по какой-то причине не захотел спускаться".
Эти двое сейчас считаются пропавшими без вести, и, скоре всего, они мертвы.
Один из руководителей Port Authority Энтони Граччиоло заявил, что игнорировал бы объявления, которые делались внутри южной башни. "Возможно, это было разумным, - подчеркнул он, имея в виду объявления, призывающие людей оставаться на своих местах. - Никто не мог предвидеть того, что произойдет. Но я лично, все равно, бы предпочел эвакуироваться. Лучше всего находиться вне здания".