А вдруг от голода планету снова спасут крестьяне? На этот раз речь пойдет не о нехватке пищи, а о дефиците нефти, потребление которой к 2030 году, как ожидается, возрастет более чем вполовину (!). Десять лет назад сама идея о "зеленой нефти" сельскохозяйственного происхождения могла вызвать лишь недоуменное пожимание плечами и ухмылки. По мнению большинства экспертов, пример Бразилии, которая уже сейчас производит 30% горючего из сахарного тростника, был примером реализации симпатичной, но "ложной благой идеи". Этот опыт, говорили они, никогда не удастся распространить на весь мировой автомобильный парк. Так что забудьте и думайте лучше о водороде - топливе будущего...
Но резкий взлет цен на горючее, превысивших планку в 50 долларов за баррель, все меняет. Перспектива переработки биомассы (растений) в более чистое (без выбросов СО2) топливо - растения, превращенные в горючее, выделяют в окружающую среду лишь то количество углекислого газа, которое они поглотили, - воспринимается вполне всерьез. Настолько, что журнал Newsweek, который отнюдь не пользуется репутацией экологического издания, в начале августа возвестил о появлении "зеленой нефти".
Журнал настаивал: "До сих пор общественность полагала, что после 50 долларов за баррель зеленое топливо станет рентабельным. Правда состоит в том, что оно было рентабельным еще тогда, когда баррель стоил 25 долларов. Идея о том, что без нефти можно обойтись, уже не возникает: она переросла в уверенность. Так обстоит дело для всех стран, в том числе для США. Абсолютно реально вдвое сократить потребление нефти в США к 2025 году и полностью отказаться от нее к 2050 году без риска для экономического роста страны".
Этот вывод звучит очень смело сегодня, когда лишь 1-2% горючего, потребляемого на планете, имеет растительное происхождение. Он опровергает самые мрачные прогнозы относительно дефицита горючего, потребление которого в США к 2030 году грозит возрасти на 60%.
Согласно Newsweek, который ссылается на результаты работы одной из научных лабораторий, действующих при американском министерстве энергетики, эта цель вполне достижима при условии уменьшения потребления бензина автомобильными моторами и уменьшения веса автомобилей за счет применения новых композитных материалов.
В техническом плане, учитывая появление автомобилей-гибридов (работающих на бензине и электричестве), в этой идее американской администрации нет ничего футуристического. Швейцарец Пьер Шаллер, возглавляющий Alcosuisse - частный филиал федерального управления спиртовых предприятий, целиком ее разделяет: "Десять лет назад полагали, что производство биоэтанола (этилового спирта, получаемого в результате ферментации сахаров от растительных веществ или отходов. - Le Temps) будет иметь лишь незначительную отдачу. Но исследования показывают, что этот потенциал намного больше. К несчастью, мало кто это еще понимает, особенно среди политиков".
Он знает о чем говорит: уже долгие месяцы он пытается убедить парламент и правительство, что к 2010 году 20% потребляемого в Швейцарии горючего можно будет производить из отходов сельского хозяйства и лесной промышленности. В этом убеждена и сама автомобильная индустрия. Десять лет назад все крупные компании вложили деньги в разработку "водородного" автомобиля. Теперь конструкторы жмут на педаль тормоза и переориентируются на создание автомобиля, который, не подвергаясь серьезной модификации, целиком работал бы на этаноле (сегодняшние нормы допускают содержание в горючем лишь 5-10% этанола). Именно таковы новые автомашины в Бразилии - стране, которая уже мнит себя новой Саудовской Аравией с зеленой нефтью. Блеф? Едва ли.
Бразилия, осознавшая огромный потенциал нового горючего, требует проведения новых переговоров в рамках ВТО, добиваясь отмены таможенных барьеров на пути импорта биоэтанола. Китай только что построил крупнейший в мире завод по производству биогорючего. Япония подписала с Бразилией контракт по замене 3% ежегодно потребляемого топлива. Австралия хочет превратить часть своих земель в месторождения зеленой нефти, а Европа серьезно задумывается над возможностью уже к 2010 году обеспечивать 5,75% своих потребностей за счет зеленого горючего. Авиастроительная компания Embraer готовится перевести весь свой воздушный парк на этанол...
Впрочем, этот стремительный переход на зеленую нефть имеет свои пределы. Согласно классической технологии, производство биоэтанола из традиционных растений (кукурузы, пшеницы и др.) потребовало бы передачи на энергетические нужды от 40 до 50% сельскохозяйственных площадей. В результате может быть поставлена под угрозу продовольственная безопасность, а стоимость такого горючего многократно возрастет - в отличие от биотоплива, производимого из сахарного тростника, которое уже сейчас рентабельно.
Но то, что долго составляло реальное препятствие, уже таковым перестает быть: новые технологии позволяют извлекать глюкозу практически из любых растительных отходов - из древесины, из соломы и даже из старой бумаги. Эти технологии позволяют снизить себестоимость топлива и утилизировать значительное количество биомассы, которая сегодня никак не используется.
Остается лишь одна проблема: хотя зеленое горючее не выбрасывает в атмосферу углекислого газа, оно выделяет окислы азота, влияние которых на кислотность почвы пока не изучено.