Около тысячи американских солдат, отказавшихся воевать в Ираке, нашли приют в Торонто. Канадская общественность сочувствует дезертирам, но консервативное правительство страны не хочет предоставлять им статус беженцев.
"По ночам грузовики давят иракских детей, которые днем подходят за конфетами. В темноте останавливать колонну запрещено". Старший сержант Харт, ветеран бывшей Югославии и Кувейта не меняет своей стрижки-"ирокеза". Этот 32-летний гигант, десять лет прослуживший в американской армии, перечисляет ужасы, о которых рассказали ему солдаты, вернувшиеся из Ирака.
В 2003 году Патрик Харт был в кувейтской пустыне. Тогда он занимался ремонтом внедорожников "Хамви" в 541-м батальоне технического обслуживания. Солдаты обменивались видеопленками и фотографиями массовых казней, военные играли в футбол головами повстанцев. В марте 2004 года, вернувшись из Кувейта, младший офицер засомневался в справедливости этой войны. Но он подписал контракт еще на четыре года. "У моего 4-летнего сына случаются приступы эпилепсии, а лекарства стоят очень дорого. Армия предоставляет хорошее социальное обеспечение".
Джилл Харт перебивает супруга: "Пэт - любящий муж, веселый человек. Кувейт изменил его. Он стал агрессивным и подавленным. Ему понадобился год, чтобы снова стать нормальным человеком. Представляете, что было бы после Ирака?"
В июле 2005 года, когда его часть готовилась к отправке в Ирак, старший сержант 101-го воздушно-десантного полка отказался покинуть Форт-Кэмпбелл, чтобы лететь в Багдад. "Я собрал вещички, прыгнул в автобус и уехал в Канаду".
Кристиан Кьярк вообще лишь краем уха слышал о войне в Ираке, когда в декабре 2004 года в 18-летнем возрасте записался в корпус морской пехоты. "Военный обещал мне, что после армии у меня будет чем платить за учебу", - бормочет этот высокий тщедушный парень. Для молодого калифорнийца увлекательное приключение обернулось кошмаром. "Корпус морской пехоты - учреждение достойное. Но там очень распространен расизм, и если ты не такой, как все, тебя бьют. Мне сказали, что я буду первым парнем в своем квартале, кто убьет иракца".
В октябре 205 года военный полицейский Кьярк получил приказ отправляться в Ирак. Но война в планы молодого человека не входила. "Я не хотел умирать за Буша. Я взял такси, а потом сел в автобус до Торонто".
В Канаде живет от 200 до 1000 дезертиров, отказавшихся служить в Ираке. Может быть, их даже больше. Не более двадцати из них живут открыто, в большинстве своем - в Торонто. Они приезжают сюда подавленными, в состоянии депрессии.
"Часто они бывают напуганы. По сравнению с их городками Торонто - это метрополия", - говорит Ли Заслофски, бывший дезертир Вьетнама и координатор War Resisters Support Campaign - крупнейшей ассоциации по оказанию помощи американским дезертирам, основанной в начале 2004 года. В тот год молодой ветеран Афганистана Джереми Хинцман бежал в Канаду и обратился к властям с просьбой о предоставлении ему статуса беженца. Вскоре его примеру последовали и многие другие. "Эти парни боятся. Моя задача - их успокоить, помочь им привыкнуть", - добавляет Ли Заслофски.
Сегодня ситуация отличается от той, что была во времена вьетнамской войны. "Тогда парни шли в университет, чтобы избежать призыва. Сегодня они записываются в армию, чтобы иметь возможность поступить в университет", - говорит этот 61-летний человек.
Джеффри Хауз, тоже дезертир Вьетнама, является адвокатом двух десятков дезертиров. "Все говорят мне: "Эта война - подтасовка. Они не сказали мне правду". 14 сентября 2001 года Буш обратился к резервистам, объявил чрезвычайное положение. В 2003 году резервисты оказались в Ираке, хотя к 11 сентября это не имело никакого отношения".
Первые просьбы о предоставлении статуса беженца канадцами были отвергнуты. Осенью Джереми Хинцман будет выступать в федеральном суде. Общественное мнение поддерживает дезертиров, но консервативное правительство не готово предоставить им убежище.
"У меня такое ощущение, что Канада предоставит им статус беженцев, - говорит Джеффри Хауз. - Хотя премьер-министру Стивену Харперу это не нравится, Канада имеет давние пацифистские традиции. Во время войны во Вьетнаме Пьер-Элиотт Трюдо бросил вызов Никсону: "Канада должна стать убежищем от милитаризма".
Сегодня ассоциации War Resisters приходится изворачиваться. Крстиан Кьярк шутит: "Если канадцы от нас откажутся, пойдем в Иностранный легион".