В январе милиция конфисковала компьютеры известной иркутской организации "Байкальская экологическая волна", повествует The New York Times. "Байкальская экологическая волна" организовывала акции протеста против решения премьера Путина вновь открыть целлюлозно-бумажный комбинат, загрязнявший Байкал, напоминает корреспондент Клиффорд Дж. Леви. "Но организация пала жертвой одного из новейших методов подавления инакомыслия, применяемых властями: компьютеры конфисковали под предлогом поиска нелицензионных программ Microsoft", - говорится в статье. По данным издания, в последние годы в России проведены десятки подобных обысков в офисах активных общественных организаций и оппозиционных газет.
Ключевую поддержку российским властям оказывает сама Microsoft, утверждает издание: "при расследованиях с политическим оттенком, проводимых в разных регионах России, юристы, нанятые Microsoft, твердо поддерживали эту политику". "Байкальская экологическая волна" утверждает, что приобрела и установила законные программы Microsoft специально для того, чтобы не давать властям предлога для обысков. Позднее организация попросила Microsoft о помощи, но в компании заявили, что подобные вопросы - в ведении правоохранительных органов, сказала сопредседатель организации Марина Рихванова.
"Топ-менеджеры Microsoft в Москве и головном офисе в Редмонде, штат Вашингтон, уверяют, что расследования начаты не по их инициативе и что они участвовали в расследованиях только потому, что этого требует российское законодательство", - пишет газета. После знакомства с материалами газеты Microsoft сообщила, что планирует ужесточить контроль над юридическими вопросами своей деятельности в России. Microsoft также заявляет, что проводит в России специальные меры по предоставлению бесплатного или дешевого программного обеспечения газетам и общественным организациям. "Но при знакомстве с делами оказывается, что правоохранительные органы часто конфискуют компьютеры вне зависимости от того, установлены ли на них нелицензионные программы. Милиция немедленно рапортует об обнаружении подобных программ еще до детального обследования компьютеров. Во многих случаях утверждения милиции были успешно опровергнуты ответчиками в суде", - говорится в статье. "Милиция и сторона обвинения обращаются к Microsoft, чтобы придать весомость своим аргументам", - утверждает газета.
Руководители "Байкальской волны" говорят, что предъявили милиционерам квитанции на приобретение программ и фирменные упаковки Microsoft. Однако офицер написал в протоколе, что обнаружено нелицензионное программное обеспечение. Когда компьютеры уносили, экологи заметили, что с них сняты стикеры Microsoft "Сертификат подлинности". "У милиции была одна цель - сорвать нашу работу. Они могут делать практически все, что хотят, причем безнаказанно", - сказала сопредседатель "Байкальской волны" Галина Кулебякина.
Милиция Иркутска заявила, что обыск не имел никакого отношения к деятельности организации, а также утверждает, что на нескольких компьютерах выявлены нелицензионные программы. "Байкальская волна" говорит, что результаты обследования фальсифицированы. "Сторона обвинения заявляет, что сейчас решается вопрос о том, будет ли "Байкальской волне" или ее лидерам предъявлено обвинение. Возможно, хотя и маловероятно, что их могут приговорить к тюремному заключению", - говорится в статье. "Байкальская волна" отправила копии квитанций и других документов в московское представительство Microsoft, чтобы та подтвердила их подлинность. "Microsoft отказалась это сделать", - пишет газета.
В нынешнем году прокуратура Краснодара возбудила дело о пиратстве против Анастасии Денисовой, активистки, которая борется за права иммигрантов. Денисова говорит в интервью, что ее удивила агрессивная полиция местного юриста Microsoft. По словам Денисовой, он завысил стоимость нелицензионных программ и постоянно являлся в суд, хотя его и не вызывали. "Он также утверждал, что подаст на меня иск, хотя Microsoft ранее публично заявила, что не будет судиться с общественными организациями", - сказала Денисова. В мае обвинения были сняты, прокуратура признала, что следствие проводилось с нарушениями.
В 2007 году в Самаре милиция "пыталась предотвратить протесты, конфисковав компьютеры у нескольких организаций, в том числе у организации "Голос", которая занимается мониторингом выборов и правозащитной деятельностью, и у местной редакции "Новой газеты", - пишет издание. В 2009 году были конфискованы компьютеры "Самарской газеты". По словам редактора обеих газет Сергея Курт-Аджиева, юрист Microsoft дал показания, будто конфискованные компьютеры содержали нелицензионные программы, хотя позднее было доказано, что компьютеры вообще не обследовались. Следствие прекращено или приостановлено, но, по словам Курт-Аджиева, урон нанесен: газеты лишились компьютеров и данных. Со своей стороны, в московском представительстве Microsoft говорят, что в Краснодаре и Самаре ее юристы вели себя правильно.
Также по теме:
Заявление Microsoft (NYT)
Microsoft критикуют за действия ее юристов (NYT)