Выход на большие экраны шпионского триллера "Шпион, выйди вон!" ("Tinker, Tailor, Soldier, Spy") по одноименному роману Джона Ле Карре совпал с первым за шесть лет визитом британского премьера в Москву. Политический обозреватель The Times Бен Макинтайр усматривает в этом "приятную гармонию": ведь люди, подобные главному персонажу детектива - "охотнику на кротов" Джорджу Смайли, - сегодня нужны Британии как никогда.
Глава российского МИДа Сергей Лавров пенял Британии, что она застряла во временах холодной войны, ей, мол, пора отбросить "политизированные и обусловленные стереотипами подходы, которые были унаследованы от другой эпохи", сообщает автор и возражает: "Но Москва и сама ведет давнюю войну разведок, хотя и новым оружием, с новыми целями и обновленной решимостью. Пусть идеологический импульс стал другим, но Россия в настоящее время вовлечена в серьезное разведывательное наступление на Запад. Убийство Литвиненко и отказ Москвы экстрадировать подозреваемого в этом деянии человека - это лишь один из аспектов вновь начавшегося поигрывания мускулами со стороны осмелевших российских спецслужб".
Для Москвы шпионаж - это "привычка", которую она "так и не изжила", убежден Макинтайр. В российских спецслужбах до сих пор превозносят "Кембриджскую пятерку": создание этой тайной ячейки было "триумфом", которого в Москве, с одной стороны, не ожидали, а с другой - постоянно пытаются повторить. "Шпион, выйди вон!" затрагивает такие материи, как верность и измена, дружба и предательство, шпионаж и контрразведка - они "вечны и с учетом нового шпионского наступления Москвы чрезвычайно актуальны", полагает автор статьи.
Признаки того, что Москва "вернулась к старым привычкам", Макинтайр усматривает в позиции Кремля по делу Лугового и в связи с раскрытием в США российских "нелегалов", а также в давлении на Британский совет. На официальном уровне (в частности, через памятную табличку в честь Кима Филби и специальную экспозицию в музее Великой Отечественной войны) прославляется "золотая история" российского шпионажа. "По этим признакам не похоже, что страна стремится забыть прошлое и отойти от шпионских стычек холодной войны", - заключает обозреватель.