Карикатурист и президент Германской академии искусств Клаус Штэк в комментарии для Frankfurter Rundschau рассуждает, может ли искусство то-то изменить в государстве. На его взгляд, плодотворные дискуссии между политикой и искусством в любом случае интересны. Он отмечает, что вопрос в принципе непрост, потому что само понятие "искусство" не поддается категоричному определению, и непонятно, как измерить влияние.
По его словам, акция участниц Pussy Riot, "радикальными средствами указавших на связь церкви и правительства под властью Путина", привлекла внимание мировой общественности. "После судебного приговора к заключению в колонии мы лучше узнали, как обстоят дела со свободой мнений в России. Ни одно ток-шоу, публичные или академические дебаты не вызвали бы такой широкой дискуссии. Именно авторитарные режимы и религиозные фанатики приписывают искусству такое влияние, с которым следует бороться", - отмечает художник.
К примеру, китайцы Лю Сяобо (лауреат Нобелевской премии мира) и Ай Вэйвэй были лишены свободы, напоминает автор, иранский музыкант Шахин Наджафи вынужден скрываться в Германии, так как приговорен к смерти четырьмя фатвами за одну из его песен, а датский карикатурист Курт Вестергааард из-за карикатуры на Мухаммеда семь лет вынужден жить под полицейской охраной. "Приспешники Асада переломали сирийскому карикатуристу Али Ферзалю руки, чтобы он больше не мог рисовать карикатуры на ненавистного правителя. Казахский театральный режиссер Болат Атабаев сидел в тюрьме, потому что выразил солидарность с бастующими нефтяниками", - продолжает автор. Приведя еще несколько схожих примеров, он заключает: "Этот короткий список доказывает, что угроза для искусства и его авторов возрастает".