Путин обращается к американскому народу через голову американского президента, замечает обозреватель New Republic Юлия Иоффе, детально анализируя статью российского президента, опубликованную The New York Times. (Цитаты - по тексту на русском языке с официального сайта президента РФ. Если англоязычная версия сильно разнится, приводится и дословный перевод. - Прим. ред.).
По мнению Иоффе, в самом факте обращения нет ничего плохого, но стоит вспомнить: когда госсекретарь Клинтон поощряла общение американских дипломатов с россиянами в социальных медиа, Путин был взбешен.
Иоффе цитирует и комментирует отдельные фразы из статьи Путина. Россия с самого начала проводит линию на поддержку мирного диалога в Сирии? Иоффе возражает: Россия старается "сохранить то, что нравится Путину, - статус-кво".
Особенно приглянулся журналистке тезис Путина: "Закон остается законом. Его исполнение обязательно всегда - независимо от того, нравится это кому-то или нет" (в англоязычной версии формулировка более лаконичная: "Закон остается законом, и мы должны исполнять его, нравится нам это или нет". - Прим. ред.). Иоффе комментирует: "Россияне, от кассирши в магазине до президента Путина, знают, что есть способ обойти любой закон - было бы желание". Видимо, дело в том, что в России закон - не инструмент правопорядка, его воспринимают как "дубину для селективного наказания".
"Никто не ставит под сомнение факт использования в Сирии химических отравляющих веществ. Однако есть все основания полагать, что это сделала не сирийская армия, а силы оппозиции. Цель - спровоцировать вмешательство их могущественных покровителей из-за рубежа, которые в таком случае выступили бы по сути на стороне фундаменталистов", - написал Путин. Иоффе комментирует: "Вот еще одна замечательная российская привычка: взглянуть в лицо фактам, а затем подвергнуть их "артобстрелу" - подростковому эпистемиологическому анализу, пока не окажется, что ничего не ясно и все непознаваемо". Это не просто конспирология, а некий "искривленный постпостпостмодернизм", - считает Иоффе.
По поводу полемики Путина с фразой Обамы об исключительности Америки ("Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось") Иоффе пишет: "За исключением тех случаев, когда это делает Россия. Помните термин "суверенная демократия"?". Идея уникальности России - также основа "антизападной, антигейской волны" настроений, добавляет автор.
В то же самое время Иоффе считает, что статья Путина - изящная попытка подыграть американскому обществу, уставшему устранять неустраняемые проблемы за рубежом.
Путин также присвоил главный аргумент Обамы, напомнив, что необходимость санкции Совбеза ООН - такая же правовая норма, как и запрет химического оружия. Сильная сторона Путина - он берет общепризнанные термины и понятия, переформулирует к своей выгоде и легитимизирует себя, считает автор.
В данной ситуации Путин достиг двух целей: дал отпор агрессии США и удержал Асада у власти. Обаме удастся, в лучшем случае, изъять у Асада химоружие. "Два-ноль в пользу Путина", - резюмирует Иоффе.