Российский министр иностранных дел принял участие в состоявшемся в среду в Париже заседании Контактной группы по бывшей Югославии. Балканы, Чечня, Китай, Соединенные Штаты, НАТО, НТВ? Игорь Иванов ответил на вопросы корреспондента газеты ?Фигаро?.
Вы утверждаете, что Македония стала мишенью для международного терроризма. Вы изобличаете албанцев из Народно-Освободительной Армии Косово как подручных исламистских кругов, с равным удовольствием наносящих удары как по российской армии в Чечне, так и по американскому военному кораблю на рейде в порту Аден. Удалось ли Вам убедить в этом Ваших партнеров по Контактной группе по бывшей Югославии?
- К чему делать различия между националистическими мотивациями религиозных фанатиков: террорист он и есть террорист! Сегодня стало ясно, что Балканы превратились в плацдарм для экстремистов всех мастей. Начиная с Косово, по всему европейскому пространству распространяется зараза контрабанды оружием и наркотиками. Постоянно повторяется одна и та же схема: как только в какой -то стране дестабилизировалась ситуация, туда сразу же устремляются террористические организации. Так было в Азии, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, а также на Кавказе. У нас имеется достоверная информация о том, что эти организации координируют свои действия. Они оказывают друг другу помощь, распределяя между собой оружие и деньги. Они готовят боевиков и затем обмениваются ими, никак не различая их по идеологической принадлежности. Россия настаивает: перед лицом терроризма - нет иного решения, кроме солидарности.
Но стоит ли для лечения разных заболеваний применять одно и то же лекарство? У боевиков из ?Великой Албании?, чеченских борцов за независимость и афганских талибов, возможно, разные интересы.
Факты говорят сами за себя. Террористы, устраивающие кровопролитие в Чечне, очень часто являются наемниками, прибывшими из-за рубежа. В Афганистане талибы официально признали представителя чеченской республики, к которому они относятся как к послу. Именно в Афганистане чеченские террористы проходят подготовку, получают деньги и оружие, а также моральную поддержку. То же самое происходит и на Балканах. Чеченские боевики, не прошедшие через Афганистан, обучались в Боснии и Косово. Взаимодействие между чеченскими, балканскими и афганскими террористами неоспоримо.
Сегодня, когда в Париже проходит заседание Контактной группы по бывшей Югославии, какую позицию занимает Россия в отношении Слободана Милошевича? Согласны ли Вы с тем, что он должен быть переправлен в Гаагу и предстать перед Международным трибуналом за свои военные преступления?
В Хорватии, Боснии и, наконец, Югославии, в результате выборов к власти пришли демократические режимы. Что касается Слободана Милошевича, то путь, по которому следует идти, вполне ясен: необходимо умножать усилия, направленные на сохранение стабильности на Балканах и в самой Югославии. Это предполагает проявление уважения к демократическим институтам этой страны. Если югославы решат судить Милошевича в Белграде, нам придется проявить доверие к их судебной системе. Но югославы также могут решить передать Милошевича в Трибунал в Гааге. Это их суверенное право.
По мнению России, Америка уже стала партнером? Или все еще остается противником, подтверждением чего стал инцидент с выдворением шпионов?
Россия и Соединенные Штаты являются ядерными державами и постоянными членами Совета Безопасности. Обе эти страны несут особую ответственность за поддержание мира и международной стабильности. Россия хочет продолжать с Соединенными Штатами конструктивный и созидательный диалог. Несмотря на наши разногласия, за последние 10 лет мы накопили большой позитивный капитал. Это на пользу не только России и Соединенным Штатам, но и всему миру. Действительно, в Вашингтон пришла новая администрация, и отношения между двумя нашими странами начали строиться не самым удачным образом. Вы упоминали о шпионских делах, но стоит также вспомнить о продолжающихся бомбардировках Ирака, против которых выступает не только Россия, но и многие западные страны. Следует отметить, что воздушный инцидент с Китаем привел к серьезному ухудшению отношений между Пекином и Вашингтоном. Не стоит забывать и о том неприятном впечатлении, которое произвел отказ Соединенных Штатов от выполнения соглашения, достигнутого в Киото, по выбросам углекислого газа. Однако Россия не хочет уступать моде на пессимизм. Она только напоминает о том, что мы можем добиться лучших результатов, если будем действовать вместе. На стадии глобализации ни у одной страны нет достаточно сил для того, чтобы добиться успеха в одиночку.
В отличие от Билла Клинтона, Джорж Буш, похоже, думает, что может пренебрегать Россией, потому что более сильный Китай станет в этом столетии главным противником. Как убедить Вашингтон, что не стоит относиться к Москве с пренебрежением?
Мне трудно заставить американцев надеть очки, чтобы смотреть на Россию. Я могу сказать лишь то, что в современном мире лучшим средством для страны, которая ощущает себя в опасности, остается диалог с другими странами. Лишь в ходе совместного обсуждения можно определить реальные масштабы угрозы. В распоряжении развитых стран имеются достаточно эффективные средства информации для того, чтобы всем вместе идентифицировать возможную опасность. В дополнение к этому, у них достаточно средств сдерживания, для того, чтобы эффективно действовать вместе.
Почему Россия так настойчиво выступает против американского проекта космического щита? Ведь больше не существует опасность того, что русские и американцы нанесут друг по другу ракетные удары. Однако в третьем мире есть страны, ставшие обладателями оружия массового поражения, но, они, возможно, не располагают такой же концепцией сдерживания.
Повторю еще раз, Россия и Соединенные Штаты больше не являются ни врагами, ни противниками. Таким образом, нам предстоит вместе обсудить, существует ли реальная опасность и каково ее географическое происхождение. Необходимо, чтобы в этих консультациях приняли участие европейские страны, Китай и все заинтересованные стороны. Мы располагаем техническими возможностями, позволяющими нам найти хороший ответ без того, чтобы разрушать Договор по ПРО от 1972 года. Было бы очень опасно разрушать структуру безопасности, создававшуюся на протяжении последних 30 лет. Мир не может подвергать себя риску, открывая вентиль новой гонки вооружений.
Россия вначале радовалась поддержке со стороны Европы и, в частности, Франции. Но в течение нескольких последних недель стало ясно, что оппозиция американскому проекту несколько ослабла.
Я не пытаюсь составлять список европейских стран, оказавшихся в лагере Москвы, поскольку Россия перестала делить мир на тех, кто за нее, и тех, кто против нее. Мы хотим, что бы все страны находились по одну сторону против всех угроз, способных дестабилизировать ситуацию в мире. Вместе с тем, я должен констатировать, что в ходе недавней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 80 стран проголосовали за резолюцию в поддержку договора по ПРО. Лишь четыре государства проголосовали против.
-Москва упрекает Соединенные Штаты за риск развязывания новой холодной войны. Но Россия неоднократно использовала в собственных интересах запреты Соединенных Штатов. Когда Вашингтон добился от Израиля отказа от поставок Китаю суперсовременных самолетов с аппаратурой раннего обнаружения на борту, вы тут же поспешили предложить свои услуги. Россия продала Китаю истребители, бомбардировщики и два эсминца. Не идет ли речь о создании альянса Россия-Китай против Соединенных Штатов?
- Не может идти и речи о том, чтобы создавать российско-китайский альянс. Мы хотим установить нормальные двусторонние отношения, что не исключает того, что наше партнерство отберет стратегический смысл. Обе страны занимаются подготовкой договора о дружбе, открывающего, при соблюдении Хартии ООН, возможность для развития сотрудничества во всех областях. Включая и военную сферу.
-Поставляя оружие Китаю, вы не опасаетесь того, что оснащаете гиганта, который однажды может превратиться в вашего противника?
Наше военное сотрудничество с Китаем не выходит за рамки наших международных обязательств. Россия исходит из принципа, что Китай лишь стремится укрепить свою обороноспособность и что оружие, которое она приобретает, никому не угрожает.
Иран - еще одна страна, где вы, как кажется, добились успеха в соперничестве с Вашингтоном. Продав иранцам два новых атомных реактора для электростанции в Бушере и помогая Ирану в модернизации ее авиации, не даете ли вы еще один дополнительный повод американцам для развертывания противоракетного щита?
В соответствии с международными законами, наше участие в оборудовании АЭС в Бушере проистекает под контролем МАГАТЭ. Продавая обычные типы вооружения, мы учитываем все возможные факторы: включая наше стремление способствовать сохранению стабильности региона, к которому относится Иран. Нет никакой причины рассматривать эти военные поставки как покушение на интересы Соединенных Штатов. Мы сказали нашему американскому партнеру, ?если наши контракты с Ираном вызывают у вас беспокойство, скажите нам об этом. Если мы сочтем ваши доводы обоснованными, мы будем готовы пересмотреть иранское досье?.
Согласно утверждениям президента Путина, Россия разделяет с Европейским союзом общие демократические ценности. Но, по мнению общественности во Франции и во всей Европе, то, каким образом Россия ведет войну в Чечне - с массовыми убийствами и пытками - свидетельствует об обратном.
По-настоящему объективный наблюдатель не может не признать, что по отношению к зарубежным странам российская сторона проводит в Чечне политику открытых дверей. Все международные организации могут беспрепятственно ехать в Чечню, чтобы своими глазами увидеть то, что там происходит. Это стремление к прозрачности свидетельствуют о нашей приверженности европейским ценностям, поскольку самым удобным было бы просто закрыть Чечню для ненужных свидетелей. Я повторяю вам, в Чечне Россия не сталкивается с проблемами этнического или религиозного характера, мы стали мишенью для прямой агрессии со стороны международного терроризма. Тех, кто убивает, абсолютно не волнует будущее Чечни. Им платят за то, чтобы они убивали, сегодня в Чечне и Македонии, завтра в Европе или еще где-то. Именно поэтому мы хотим, чтобы Европейский союз, вместо того, чтобы идти на поводу у пропаганды, реалистично подходил к оценке происходящих событий.
НАТО принимает в свои ряды бывших членов Организации Варшавского договора. Вскоре настанет очередь и Европейского союза. Не чувствует ли себя Россия, оказавшейся в окружении?
Мы не смешиваем Европейский союз с НАТО. Расширение Европы - естественный процесс, напрямую связанный с глобализацией. Он не вызывает у нас беспокойства, поскольку Россия поддерживает с Европейским союзом партнерские отношения во всех областях: в политике, экономике и безопасности. С НАТО дела обстоят по-другому. Россия полагает, что безопасность старого континента должна основываться на одном простом принципе: в Европе больше не должно существовать разделительных линий. Наши вопросы остаются без ответа. К чему этот прием новых членов в НАТО? Против какой угрозы? И если Североатлантический альянс искренен в своем стремлении установить партнерские отношения с Россией, почему же тогда, принимая новых членов, он старается как можно ближе подобраться к российским границам?
Осознаете ли Вы, насколько установление контроля над частным телеканалом НТВ союзниками президента Путина вредит демократическому образу, который стремится продемонстрировать Россия?
Я не понимаю, почему репутация России должна пострадать от этого дела. Предметом обсуждения является не свобода информации, а жизнеспособность компании, у которой возникли финансовые проблемы. К сожалению, некоторые, в России и за рубежом, пытаются искусственно раздуть это дело. Сегодня в России нет цензуры. Правительство не закрывает газеты, которые ему не нравятся. Не закрывает телеканалы, которые его критикуют. Когда НТВ урегулирует свою экономическую проблему, не будет и дела НТВ.