Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 апреля 2004 г.

Забине Херре, Даниэла Вайнгертнер | Tageszeitung

Как ЕС поступать с соседями?

Даже после того как через 18 дней в ЕС войдут десять новых членов, Европейский союз еще отнюдь не достигнет своих окончательных размеров. В 2007 году в него вступят Болгария и Румыния, в конце десятилетия - наверное, большинство балканских государств, например Хорватия. Членство Турции тоже становится все более вероятным.

Но это еще не все: в начале апреля Грузия заявила, что не позже чем через три года подаст заявку на членство. Комиссар ЕС по внутреннему рынку Фритц Болькенштайн комментирует: "Кто захочет принять Турцию, должен будет принять и Украину с Белоруссией".

Согласно статье 49 договора о ЕС, просить о вступлении в ЕС может любое европейское государство. Однако дебаты, сопровождавшие нынешний прием новых членов, показали, что Союз должен сбавить темпы расширения, иначе он рискует превратиться в расширенный таможенный союз. Но так как государствам Восточной Европы полностью отказывать нежелательно, ЕС ищет новые пути кооперации.

Так, в марте 2003 года Еврокомиссия опубликовала документ под названием "Расширенная Европа: новые рамки отношений ЕС с восточными и южными соседями". В нем анализируются отношения не только с республиками бывшего СССР, но и с Израилем, Сирией, Ливией и странами Магриба.

Турция в этом документе не рассматривается, поскольку ей как возможному члену полагается особый статус. Россия могла бы войти в эту группу стран, но, претендуя на статус сверхдержавы, она настаивает на собственных отношениях с ЕС, который из-за того, что Россия имеет ключевое значение для поставки энергоносителей, охотно предоставляет ей особые условия.

"Кольцо друзей", о котором говорит председатель Еврокомиссии Романо Проди, на самом деле должно стать тройным кольцом безопасности. В первую очередь, ЕС заинтересован создать буфер для наплыва беженцев в богатую Центральную Европу. В соглашениях с ЕС о возвращении беженцев предусмотрено, что государства-соседи должны будут взять на себя эти функции.

Второе кольцо должно расширить зону экономического процветания. Гигантская задача, потому что различие в уровне жизни между ЕС и его соседями огромно. В Молдавии ВВП на душу населения составляет 400 евро, в Люксембурге - более 50 тысяч.

Третье кольцо должно защищать от терроризма и международной преступности. В этой связи совершенно новое значение приобретают североафриканские государства

Дилемма, которая сопровождает всю дискуссию о том, кому есть место в ЕС, а кому нет, находит отражение и в документе Комиссии. С одной стороны, в ЕС должны вступать только те страны, которые политически, экономически, культурно или исторически соответствуют критериям ЕС. С другой - политика изоляционизма означала бы, что по ту сторону границы начинается бедность.

А как известно, бедные соседи - это перманентный экономический и политический риск. Только если люди смогут достойно жить у себя дома, они там останутся. Только если они будут позитивно настроены по отношению к ЕС, их можно будет задействовать в борьбе с терроризмом и международной преступностью.

На этом фоне Еврокомиссия начала переговоры об улучшении отношений с некоторыми средиземноморскими государствами, а также с Молдавией и Украиной. Однако переговоры быстро зашли в тупик, потому что стороны не нашли, чего еще можно достичь, помимо уже существующих соглашений, предусматривающих существенное облегчение торговли.

Председатель Комиссии Проди заявил, что соседи должны получить все, кроме институтов ЕС. Он имел в виду, что в среднесрочной перспективе соседние государства должны стать частью общего рынка, но при этом они не будут иметь собственных комиссаров в Брюсселе и депутатов. Другими словами: бедные соседи могли бы наслаждаться экономическими преимуществами Союза, но не имели бы права голоса.

Против таких идей выступили некоторые страны - члены ЕС, из-за чего переговоры были заморожены.

В зависимости от географического положения, экономической силы и интересов безопасности стремления стран ЕС очень различны. Так, Польша настаивает на начале выработки основы для переговоров по Белоруссии. По окончании диктатуры Лукашенко отношения с этой страной, отложенные в долгий ящик, можно будет извлечь на свет и активизировать.

У Варшавы особые отношения и с Украиной. Герметичное закрытие границы с 1 мая круто изменит жизнь населения в приграничных районах.

Балтийские государства, наоборот, с подозрением смотрят на республики бывшего СССР. Хотя, с одной стороны, они должны быть заинтересованы в добрососедских отношениях, но идея держать границы открытыми или передавать средства своим бывшим оккупантам кажется им весьма сомнительной.

Финляндия, в свою очередь, чувствует себя обязанной по отношению к новым кавказским республикам Грузии, Азербайджану и Армении и настаивает на включении их в новую конфигурацию.

Швеция же выступает против предоставления России особого статуса и хочет включить ее в концепцию соседства.

Совету Европы, так же, как и Европарламенту, не нравится идея Проди относиться ко всем странам, входящим в "кольцо друзей", одинаково. Поэтому они сейчас поручили Комиссии четкое задание. Она должна составить для каждой страны условия, которые нужно выполнить, чтобы пользоваться привилегиями.

Это напоминает переговоры о вступлении, когда Комиссии поручают проверить такие разные области, как свобода слова, борьба с коррупцией, управление, безопасность АЭС, на соответствие европейским стандартам.

В течение различного времени - 2-3 года в случае Украины, 5 лет в случае средиземноморских соседей - Комиссия должна проверить, выполняются ли все условия.

Будет ли эта стратегия иметь успех, остается под вопросом. Правительства Польши, Венгрии и Чехии несколько лет испытывали терпение своих граждан болезненными социальными реформами. Люди терпели лишь потому, что впереди было вознаграждение - вступление в ЕС.

Однако политика соседства как раз преследует цель держать страны за пределами ЕС. Так как облегчить их трудности? Дать больше денег? В ЕС и так уже их не хватает. Торговые привилегии? Но ЕС уже имеет с соседями торговые соглашения, в которых отменяются пошлины на ввоз.

Так что же остается, если институты ЕС остаются для соседей недоступными? В документе Комиссии говорится, что стимулом может стать свобода передвижения: граждане соседних государств смогут свободно въезжать в ЕС и там работать.

Окажется ли этого достаточно соседям, вызывает сомнения. Они видят, как сейчас почти все страны ЕС ограничивают свободное передвижение рабочей силы из Польши, Чехии и других восточноевропейских стран. Напрашивается мысль, что гражданам их стран, наверное, придется ждать десятилетия, прежде чем они смогут свободно работать в ЕС.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru