Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 апреля 2006 г.

Джулиан Эванс | The Times

Российский магнат покупает сеть супермаркетов

Слияние торговых продовольственных сетей - это хорошая новость для иностранных инвесторов

"Альфа-Групп", инвестиционная компания Михаила Фридмана, российского олигарха, купила за 1,17 млрд долларов 54% акций сети супермаркетов "Пятерочка", зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже. "Пятерочка" сливается с собственной сетью супермаркетов "Альфы", "Перекрестком", и становится очевидным лидером среди российских супермаркетов.

Фридман, занимающий четвертое место среди богатых людей России с состоянием, которое оценивается в 10 млрд долларов, имеет активы в большинстве ведущих секторов российской экономики. "Темпы роста в секторе розничной продажи выше, чем во всех других секторах экономики. Перспективы в этом секторе практически безграничны", - заявил он.

80% продаж продовольствия в России до сих пор осуществляются на открытых рынках или в маленьких магазинчиках, а не в супермаркетах, однако их доля на общем продовольственном рынке быстро растет, и, как полагают аналитики, в течение 10 лет этот рынок станет пятым крупнейшим рынком в Европе. Лев Хасис, глава прошедшей слияние компании, указал: "Наши общие продажи в прошлом году составили 2,4 млрд долларов, и мы думаем, что к 2008 году сможем довести их до 6 млрд долларов".

В мае прошлого года "Пятерочка" выставила 30% акций на Лондонской бирже, собрав 598 млн долларов. По словам Фридмана, он намеревается оставить акции в свободном обращении. "Одно из лучших свойств расширенной структуры - это то, что это компания, которая продает свои акции на бирже. Это означает, что мы можем делать новые приобретения, используя акции как капитал".

По словам аналитиков, эта сделка принесет пользу иностранным инвесторам "Пятерочки". Алексей Языков, аналитик ИК "Атон" в Москве, отметил: "Альфа" заплатила справедливую цену. Сделка действительно расширяет выбор более крупной компании, давая ей большую гибкость и инструменты воздействия на поставщиков".

Дэвид Ноубл, независимый председатель "Пятерочки" без обязанностей исполнительного директора, заявил, что более крупная компания потенциально станет более привлекательной для иностранных покупателей, таких как Tesco или Carrefour. Иностранные компании во главе с Ikea постепенно прокладывают себе путь на быстроразвивающийся российский рынок розничной торговли. Ikea инвестировала в Россию более 2 млрд долларов, однако другие крупные торговые сети, такие как Wal-Mart и Tesco, пока этого не сделали.

"Конечно, мы готовы выслушивать предложения, но мне кажется, что на протяжении нескольких лет, пока компания будет быстро развиваться, мы не получим хорошую цену", - считает Фридман.

Из недостатков сделки следует отметить, что присутствие "Альфы" как акционера с контрольным пакетом акций означает, что акционеры "Пятерочки" могут подвергнуться "олигархическому риску". Других бывших олигархов, таких как Борис Березовский и Михаил Ходорковский, обвинили в преступлениях и лишили активов. Ходорковский сидит в тюрьме; Березовский живет в эмиграции в Великобритании.

Два других актива "Альфы" - компания мобильной связи "Вымпелком" и англо-российская нефтяная компания ТНК-BP - в последние 18 месяцев получили крупные налоговые претензии от правительства, и некоторые аналитики считают это признаками кампании, проводимой против "Альфы" некоторыми представителями Кремля.

Фридман заявил, что у него отношения с правительством хорошие. "Я не чувствую никакого наступления со стороны правительства или его органов. Вопросы с налоговыми властями не были связаны с участием "Альфы" в этих компаниях. Наше участие не грозит инвесторам "Пятерочки" никакими новыми рисками".

Мобильники, пиво и косметика

- Заработная плата в России растет на 12% ежегодно.

- Российский рынок мобильной связи - самый быстрорастущий в мире.

- Российские женщины входят в число тех, кто тратит больше всего денег на косметику.

- Российские мужчины, традиционные любители водки, все активнее переключаются на пиво и коньяк.

Нашествие иностранных легионов

Иностранные торговые сети все активнее осваивают быстроразвивающийся российский рынок: их привлекает многомиллионное население России (149 млн) и рост заработной платы, который в прошлом году повысил потребительские расходы на 16%.

Однако некоторые компании отпугивают огромная бюрократия и опасения по поводу слабого соблюдения прав собственности и "мафиозных" методов ведения бизнеса.

Иностранные торговые сети порой сталкиваются с проблемой регистрации своей торговой марки в России. Недавно Starbucks выиграла судебную тяжбу с российским предпринимателем, который в 1990-х зарегистрировал в России названия тысяч ведущих торговых марок.

Среди ведущих иностранных торговых сетей в России - Ikea. Леннарт Дальгрен, глава Ikea в России, говорит, что компания инвестировала в Россию больше, чем в любую другую страну.

Иностранные компании, занимающиеся продовольственным сектором, включают французский "Ашан", немецкую сеть "Метро" и турецкий "Рамстор". В этом году впервые в Москве открылся Marks & Spencer. Dixons изучает возможность заключения партнерства с российским магазином электроники "Эльдорадо".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru