13 августа 2002 г.

Эндрю Поллак | The New York Times

Кровь клонов коров содержит антитела чловека

Американским ученым удалось клонировать телят с человеческими антителами в крови. Это открытие может позволить использовать коров для производства вещества, которое в настоящее время выделяется из человеческой крови, и в котором медицина испытывает острый дефицит.

Работа по клонированию телят была проведена биотехнологической компанией Hematech в городе Уэстпорт штат Коннектикут совместно с японским компанией Kirin Brewery, которая занимается, в частности, производством лекарств, хотя основной род занятий Kirin Brewery ? производство пива. Результаты обнародованы сегодня в сетевом журнале Nature Biotechnology.

Это вещество, иммуноглобулин, представляет собой смесь человеческих антител, полученных из человеческой крови. Его применяют для лечения различных инфекций и заболеваний иммунной системы. Поскольку единственным источником иммуноглобулина является человеческая кровь, его постоянно не хватает.

Другая проблема состоит в том, что пациенты часто нуждаются в антителах, способных бороться со специфическими вирусами и бактериями. Эти антитела можно найти только в крови людей, болеющих соответствующими заболеваниями. В некоторых случаях, особенно в случае поиска противодействия для биологического оружия, неэтично искусственным способом заставлять организмы людей генерировать такие антитела.

Джеймс Робл, президент и старший научный сотрудник Hematech, сказал: "Коров, обладающих генами человеческих антител, можно будет вакцинировать конкретной инфекцией, и через несколько месяцев получать нужные антитела".

Ричард Стим, профессор педиатрии Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, где специальная комиссия контролирует использование ограниченных ресурсов иммуноглобулина, подтвердил, что новые источники препарата очень нужны. При этом Стим, который также является консультантом Hematech, сказал, что пока рано утверждать, что компания решила проблему.

Ученые давно умели выводить коров, в молоке которых содержится человеческий протеин. Несколько компаний пытаются наладить производство лекарства таким образом, но препараты еще не вышли на рынок.

Hematech предстоит решить другую сложную проблему - компания хочет, чтобы коровы вырабатывали множество различных человеческих антител, а не только определенный протеин. Два гена, содержащие код антител, слишком велики для того, чтобы ввести их в генную структуру коровы обычными методами генетического сращивания, которые позволяют создавать коров, производящих человеческий протеин.

Чтобы коровы производили антитела, Hematech и Kirin ввели искусственную хромосому с нужными генам в коровьи клетки, из которых впоследствии с помощью клонирования были выращены телята. Хромосома, разработанная Kirin, позволила произвести мышей, производящих человеческие антитела.

Чтобы ввести хромосомы в коров, пришлось предварительно внедрять их в организмы мышей, куриц и хомяков.

Ученым необходимо преодолеть еще много препятствий. Коровы производят больше коровьих антител, чем человеческих. Поэтому компаниям придется создавать коров не с коровьими, а с человеческими антителами. По словам Робла, на это уйдут годы. Клинические испытания можно будет начать лишь через три-четыре года. В первую очередь исследования будут направлены на борьбу с синтезированными вирусами, использующимися в биологическом оружии.

Источник: The New York Times