Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 декабря 2001 г.

Барбара Кернек | Tageszeitung

На руку сыграл беспорядок

Московская девушка по имени Евгения написала в 1945 году письмо своему отцу на фронт. На конверт она наклеила бумажную мышку. Сейчас этот конверт лежит посреди стола в немецко-русском музее "Берлин-Карлхорст", в комнатке, похожей на ту, в какой могла бы жить Евгения. Воспроизведена обстановка московского жилища того времени: черная тарелка радио, примус, печка-буржуйка и самодельная иллюстрированная книга с вырезками из американских журналов. Единственная радиопрограмма транслировалась тогда гражданам советской столицы через телефонную сеть. Но в рамках гуманитарной помощи, которую США оказывали союзнику, в быт проникали и элементы культуры США.

Поводом к выставке "Военная Москва" в музее "Берлин-Карлхорст" стало 60-летие со дня битвы под Москвой ? это событие произошло поздней осенью 1941 года. Москва в воспоминаниях немцев, живших в то время, связана, прежде всего, с группой армий "Центр". Эта группа в октябре ? ноябре 1941года подошла к тогда еще 4-миллионному городу на расстояние в 30 километров. В результате советского контрнаступления в кровавой зимней битве она была отброшена более чем на 100 километров назад.

О страданиях немецких солдат во время этого похода ходят легенды. В музее "Берлин-Карлхорст" хотели только показать, как восприняли это нападение те, против кого оно было направлено. Тогда столица Советского Союза не просто оказалась перед перспективой оказаться под властью оккупантов, по приказу Гитлера предполагалось сравнять Москву с землей, уничтожить ее жителей.

После отражения этого нападения Москва уже не вернулась к прежней жизни. Ее достижения как центра политической власти, науки, культуры и промышленности были сохранены, несмотря на то, что в войну погибло 25 млн. советских граждан, среди них ? 350 000 москвичей. Крупные предприятия, чиновники, даже труппы основных театров были эвакуированы. Выставка демонстрирует не только контраст между значением индивидуума и большой политики, она пытается донести до посетителей культурную и экономическую жизнь города тех лет.

До сих пор считалось очевидным, что нет никаких фотоматериалов, рассказывающих об эвакуации из Москвы. Однако здесь впервые демонстрируются фотографии, на которых отснята погрузка промышленного оборудования. "У фотографов был приказ уничтожать весь неопубликованный материал, - рассказывает директор музея, доктор Петер Ян, - но не все, однако, ему следовали. Таким образом, русский беспорядок сыграл нам сегодня на руку".

Имея перед собой задачу передать ощущения от тогдашней нехватки продуктов, он столкнулся с теми ограничениями, которые не может преодолеть ни одна экспозиция, полагает Ян: "Конечно, мы показываем продовольственные карточки, но на кого они сейчас произведут впечатление? Мы лихорадочно искали фотографии очередей за продуктами. И ничего! До тех пор пока мы не узнавали, что тогда никаких очередей не было вовсе. Пайки регулярно выдавались каждому гражданину в магазине рядом с его домом". Генеральный директор московского государственного исторического музея Александр Шкурко упомянул при открытии выставки еще об одном, сейчас уже никак не очевидном аспекте тогдашней ситуации. Этот опытный господин, сильно помогший нам материалами и сотрудниками при формировании данной экспозиции, ребенком пережил войну в советской столице: "Я могу Вас уверить, - говорил он, - что на всех этих фотографиях москвичи выглядят более оптимистичными, чем это было на самом деле".

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru