Бывший премьер-министр Шимон Перес, ответственный за создание ядерной программы Израиля и его политику ядерной неоднозначности, во вторник в Париже заявил журналистам, что неясность насчет ядерной программы Израиля достигла своей цели - сдерживания противников.
В беседе, состоявшейся после встречи с кандидатом в президенты от Социалистической партии Сеголен Руаяль, Перес прокомментировал сделанное премьер-министром Эхудом Ольмертом в понедельник по немецкому телевидению заявление о том, что Иран "работает над созданием такого ядерного оружия, как у США, Франции, Израиля и России".
Перес высоко оценил ядерную программу Израиля и сказал, что Ольмерт не говорил того, что ему приписывают.
"Мы вели политику неопределенности не с целью создания атомной бомбы, - сказал Перес. - Достаточно лишь подозрения, что она у нас есть. Данная политика предназначалась для сдерживания, и эта цель была достигнута".
Перес создал израильскую ядерную программу в 1950-е годы, когда занимал пост генерального директора министерства обороны. "Израиль не станет первой страной, которая принесет ядерное оружие на Ближний Восток" - такая концепция была впервые озвучена Пересом в апреле 1963 года на встрече в Белом доме с президентом США Джоном Кеннеди.
В прошлом Переса обвиняли в нарушении политики ядерной неоднозначности, особенно когда в 1995 году на посту премьер-министра он заявил: "Дайте мне мир, и мы откажемся от ядерной программы". А в сентябре нынешнего года он сказал, что иранский президент Махмуд Ахмадинежад должен "помнить, что и его страна также может быть уничтожена".
Заявление Ольмерта было подвергнуто критике всеми представителями политического спектра, и особенно его оппонентами внутри партии "Кадима". Глава коалиции Авигдор Ицхаки заявил, что Ольмерт "совершил ошибку и ему нужно быть осторожным". Он предположил, что Ольмерт в интервью с иностранной прессой "читал заготовленный текст", а не говорил экспромтом.
Депутат кнессета Марина Солодкина сказала, что не верит, будто Ольмерт нанес своим заявлением ущерб стране, однако выразила мнение, что он повредил самому себе. По ее словам, Ольмерт сделал данное заявление намеренно, с целью намекнуть Ирану о наличии у Израиля ядерного оружия.
"Он навредил себе, потому что не подумал, - говорит Солодкина. - Я не питаю теплых чувств к премьер-министру, однако считаю, что он мастер нюансов и намеков. Он желал намекнуть на то, что у нас есть (ядерный потенциал). Учитывая его 30-летний опыт в политике, удивительно, что он все еще не осознает последствий своих слов".
Противники Ольмерта говорят, что эти слова попадают в длинный ряд заявлений, о которых ему потом приходилось жалеть. Лишь на прошлой неделе Ольмерт нажил неприятности, говоря о похищенных израильских солдатах в Ливане: "Я надеюсь, что они живы". Он также заявил, что обмен пленными повлияет лишь на то, "останутся ли они в плену немного дольше или немного меньше".
Премьер-министра также критиковали за слова о том, что премьеру не нужна программа действий; за попытку убедить президента США Джорджа Буша остаться в Ираке; за слова о том, что "Кадима" выиграла выборы, прозвучавшие за три недели до их проведения; за заявление об одержанной в Ливане победе; за предположение, что война может привести к осуществлению его плана консолидации.
"Исход операций на Юге и на Севере в конечном итоге создаст основания для действий в рамках консолидации", - прозвучало в заявлении Ольмерта, которое было подвергнуто мощной критике со стороны солдат, которые воевали, но могут оказаться вынужденными покинуть свои дома в случае вывода поселений с Западного Берега.