В субботу ОПЕК и 11 странам, не входящим в картель, удалось договориться о сокращении объемов добычи нефти в целях стабилизации цены на энергоносители. О том, как этого удалось добиться, в интервью Die Presse говорит министр энергетики России Александр Новак.
По словам российского министра, за подписанием соглашения стоят две причины: "Во-первых, достигнутые договоренности важны как для рынка, так и для ожиданий, связанных с ними. Поскольку предваряющее их соглашение между странами ОПЕК, достигнутое в конце ноября, в большой степени подразумевало аналогичное соглашение между странами, не входящими в картель. Если бы в субботу нам не удалось договориться, договоренности внутри ОПЕК могли бы оказаться под вопросом". Александр Новак напоминает в этой связи ситуацию, сложившуюся в апреле этого года в Дохе, когда переговоры были сорваны. "Согласно оценкам экспертов, в таком случае цена на нефть снова бы обрушилась, а спекулятивный фактор получил бы большое влияние на процесс ценообразования", - отмечает министр.
"Во-вторых, - продолжает перечислять причины, стоящие за подписанием соглашения, министр, - большую роль сыграл и вопрос доверия. Мы договорились с нашими партнерами как внутри ОПЕК, так и вне его о координации своей активности. Если бы мы не довели соглашение до стадии подписания, доверие в очередной раз было бы подорвано, и в ближайшее время его не удалось бы восстановить".
Как отмечает Александр Новак, отвечая на вопрос издания о намерении России придерживаться достигнутых договоренностей, "сегодня участники картеля и не входящие в него страны заинтересованы в быстрых изменениях на рынке, поскольку наша отрасль находится в тяжелейшем кризисе. (...) Существуют и другие причины: речь идет об особых доверительных отношениях с Саудовской Аравией и другими странами, и здесь важен вопрос будущего доверия".
Как подчеркивает министр, важной данная сделка была и потому, что сегодня в отличие от прошлых лет ОПЕК не в состоянии самостоятельно восстановить рынок без участия стран, не входящих в картель.
"Президент Путин играл ключевую роль в достижении договоренностей, - говорит министр. - И в конечном итоге его отношения с главами ведущих стран способствовали сближению позиций".