"Мирные протесты гражданского населения против беспощадного режима Асада привели к шестилетней гражданской войне, которая велась с крайней жестокостью. Запад подогревал конфликт своей нерешительностью и цинизмом", - уверены Элиас Перабо и Фердинанд Дюр, журналисты швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung.
Она не видела таких зверств за всю свою карьеру, сказала летом 2017 года о Сирии Карла Дель Понте - экс-прокурор Международного трибунала ООН по бывшей Югославии и Международного трибунала ООН по Руанде и бывший член комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии. "Прошло семь лет, и ничего не произошло. Это скандал, это большой позор для международного сообщества", - заявила Дель Понте.
"Все это происходит в непосредственной близости от Европы, - говорится в статье. - На протяжении десятилетий принимались соглашения о защите мирных граждан, направленные на ограничение использования самого жестокого оружия. В Сирии почти все они разрушены, превращены в макулатуру. Преступления без наказаний делают международное право абсурдным и наносят ущерб институциям ООН".
"При этом нельзя сказать, что мир просто наблюдал за происходящим, ничего не предпринимая. Война настолько интернационализирована, насколько это возможно: четыре из пяти стран - постоянных членов Совбеза ООН в конечном итоге способствовали "размыванию" права, часто бесцеремонно и всегда безнаказанно осуществляя авиаудары, в результате которых погибли, вероятно, тысячи мирных жителей", - говорится в статье.
По мнению журналистов, в Европе интерес к Сирии появился только после террористических актов, организованных ИГИЛ* в Париже, и масштабного притока беженцев. Однако вместо поиска эффективного политического решения главное, о чем вела речь Европа, - как избавиться от беженцев.
Французский президент Эммануэль Макрон обозначил моральную несостоятельность Европы, заявив, что Асад - враг сирийского народа, а не враг французов. Журналисты усматривают тут порочную логику: "пока джихадисты ИГИЛ* убивают и белых европейцев, Асад может дальше убивать сирийцев". "По-видимому, совершенно забыто, что война в Сирии началась не с ИГИЛ* или "Аль-Каиды"*, а с мирных гражданских протестов, беспощадно подавленных жестокой диктатурой", - говорится в статье.
"Уже давно не только руины Дераа, Хомса и Алеппо, убитые и пропавшие без вести люди, атаки с помощью бочковых, химических, зажигательных, осколочных бомб напоминают о том, что режим Асада готов безжалостно разрушить все, что встает у него на пути, - и сегодня Асад морит голодом 350 тыс. людей в пригороде Дамаска", - говорится в статье.
"Все это было бы невозможно без масштабной поддержки Ирана и России. То, что началось с поставок оружия и отправки иностранных военнослужащих, завершилось интервенцией с российскими воздушными бомбардировками. Россия использовала право вето в Совбезе ООН 11 раз, в результате чего сирийский вопрос был полностью заблокирован. При этом Кремль не боится покрывать очевидные преступления против человечности", - заявляют авторы.
"Нежелание России содействовать расследованию военных преступлений, вероятно, объясняется и преступлениями ее собственных военных в Сирии: от применения запрещенных кассетных боеприпасов до систематического разрушения медицинской инфраструктуры. И даже если все это можно доказать, защитники Путина и Асада, отрицающие все или придающие всему относительное значение, находят свою публику далеко за пределами лево- и праворадикального окружения", - пишут журналисты.
"Даже если Запад будет снова заученно демонстрировать свое "возмущение" действиями России и Асада, он не собирается выступать за разъяснение ситуации и репарации ввиду наличия многочисленных жертв от собственных воздушных атак. Соблюдение прав человека? Разве что на словах", - говорится в статье. Так, некоторое время назад на конференции европейских дипломатов, сирийский правозащитник сказал: "Мы знаем, что делает Россия в Сирии, и мы осуждаем это. Но где Европа? Чего хотите вы, мы не знаем".
Вместо того чтобы решительно поддержать гражданскую оппозицию и выступить в защиту мирного населения, Запад малодушно способствовал дальнейшей милитаризации конфликта, рассылал повсюду оружие и деньги для сомнительных группировок, развязал руки союзникам - Катару, Саудовской Аравии и Турции - для исламизации протестов против Асада, пишут далее Перабо и Дюр.
"Запад все это не тревожит", - уверены авторы.
"В условиях, когда военная ситуация успокаивается и "Исламское государство"* побеждено, перспективы абсолютно не радужные: Саудовская Аравия, кажется, несколько отступила, занявшись войной в Йемене, в центре сирийской политики Турции стоит борьба против автономии курдов на севере Сирии. Однако кто придет на помощь жертвам, когда в результате режима Асада возникнет новая голодная катастрофа в пригородах Дамаска?" - задаются вопросами журналисты.
"Европа может строить из себя моральную инстанцию, однако, пока она сожалеет о происходящем, дела делают другие игроки. Более того: собственная реальная политика Европы показывает, насколько велик разрыв между риторической вовлеченностью и реальным выступлением за права человека", - говорится в статье.
Европейские концерны выстраиваются в очередь в Тегеране, чтобы после экономических послаблений в рамках ядерного соглашения заключить выгодные сделки, российский проект газопровода "Северный поток-2" также неохотно ставится в Германии под вопрос, как и экспорт оружия в Саудовскую Аравию; без особых угрызений совести Европа заключает договоры со злыми деспотами, чтобы избавиться от беженцев. "Женевский "мирный процесс" мертв. Запад сам отправил себя на зрительскую трибуну", - считают авторы.
"На вопрос сирийского правозащитника о роли Европы в Сирии европейские страны не дали ответа и по сей день. Пора бы его найти, - призывают авторы. - Потому что ясно: быстро мир в Сирии не наступит".
*"Исламское государство" (ИГИЛ), "Аль-Каида" - террористические организации, запрещенные в РФ.