Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 февраля 2006 г.

Оуэн Мэттьюс | Newsweek

Как разобраться с иранскими ядерными бомбами

Возможно, ключ к разрешению иранского ядерного кризиса находится в руках Сергея Кириенко. Бывший российский премьер-министр и глава "Росатома", российского атомного агентства, на этой неделе встретится с делегацией из Тегерана с целью обсуждения сделки, в рамках которой Москва предлагает поставлять в Иран обогащенный уран для его АЭС, включая построенный россиянами реактор в Бушере. Сначала Тегеран отказался от плана, но в свете возможного введения санкций СБ ООН недавно выразил заинтересованность. Оуэн Мэттьюс из Newsweek встретился с Кириенко, который надеется, что эта сделка пойдет на пользу прибыльной атомной индустрии России.

-Каков статус вашего предложения Ирану?

- Россия уже заключила с Ираном одно соглашение о возвращении отработанного ядерного топлива в Россию. Это гарантирует, что из этого топлива нельзя будет получить плутоний. Во-вторых, мы положили на стол предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на российской территории. По условиям этого совместного предприятия Ирану предлагается участвовать в финансировании. В ответ он получит гарантированные поставки обогащенного урана - но без доступа к технологии обогащения. Так что мы будем брать уран, обогащать его здесь и отправлять иранцам готовое топливо. А после того, как его используют, мы будем забирать его обратно. Это означает, что мы будем контролировать две самых важных технологических стадии. Так что не будет никакой опасности того, что развитие атомной энергетики в Иране - или в любой другой стране - обернется угрозой ядерного распространения.

-Примут ли его иранцы?

- Предложение рассматривается. Наши переговоры находятся на стадии обсуждения конкретных правовых, технических и финансовых вопросов. Со своей стороны Россия полностью готова к созданию такого предприятия по обогащению: у нас есть заводские мощности и проект контракта. Мы готовы с технологической, финансовой и организационной точки зрения. Условия нашего предложения четкие и открытые для международного сообщества. Принимать его или нет - дело Ирана, и я не могу сказать, каков будет ответ.

-МАГАТЭ сообщает, что Иран сознательно скрыл важные сегменты своей ядерной программы от инспекторов. Верите ли вы, что ядерная программа Тегерана носит исключительно мирный характер?

- Я не думаю, что это вопрос веры. Международная безопасность и международные законы не могут быть основаны на личном доверии. Мы полагаем, что любая страна мира, которая соответствует международным нормам и инспектируется МАГАТЭ, имеет право развивать атомную энергетику. Точка. Ни у кого нет права отказывать другому в этом. В то же время отношение России к Ирану или к любой другой стране таково, что им категорически не разрешается нарушать принципы нераспространения. Мы считаем, что предложения, сделанные Россией, сегодня позволяют разрешить иранскую проблему.

-Как вы намерены обеспечить обособленность технологий атомной энергетики от военных технологий?

- Те страны, у которых нет программ атомной энергетики, хотят получить доступ к дешевой энергии. Не позволять им получить доступ к дешевой энергии - это нарушение международных законов. Это дискриминация. Наша позиция сводится к тому, что мы должны помочь этим странам избавиться от энергетической бедности - но в то же время снять угрозу ядерного распространения - это наша обязанность. Мы должны сформулировать основные правила для разрешения таких ситуаций. Иначе такие ситуации, как с Ираном, будут возникать и с другими странами. В обязанность стран с полным циклом работы с ядерным топливом входит и выработка скоординированной структуры, а не только поиск решений в каждом отдельном случае.

-Какой структуры?

- Владимир Путин предложил четыре типа международного сотрудничества: создание международных центров по обогащению урана того типа, какой мы предложили Ирану; международных центров переработки и хранения отработанного ядерного топлива; центров обучения и сертификации сотрудников АЭС; проведение международных исследований по поиску новых технологий атомной энергетики, резистентных к ядерному распространению. Многие из этих идей также озвучил президент Соединенных Штатов.

-Вы имеете в виду, что США тоже должны строить центры по обогащению урана?

- Эти международные центры именно такими и должны быть - международными. Было бы очень хорошо, если бы США могли создать такие центры на своей территории. Есть несколько других стран, которые могли бы принять участие. Таким образом у потенциальных пользователей атомной энергии будет выбор.

-Сумеет ли Россия найти много клиентов для своих атомных технологий?

- Мы не думаем, что существующие энергетические источники, основанные на ископаемом топливе, смогут поддерживать быстрый мировой экономический рост. Мировой баланс выработки энергии сместится в сторону атомной энергетики, единственного энергетического источника, доступного нам, который способен идти в ногу с масштабами роста спроса на электричество, нужное для мировых экономических потребностей.

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru