Подписание контактной группой по Украине и сепаратистами нового комплекса мер по урегулированию на Донбассе дает "проблеск надежды" на окончание ужасного кровопролития, но то, что Путин называет "политическим урегулированием", чрезвычайно сложно. "Минск-2" ставит жесткие вопросы, а трудные проблемы оставляет на потом, пишут СМИ, призывая Запад продолжать максимальное давление на все стороны конфликта.
Свежий мирный план на Украине вселяет как надежды, так и сомнения, пишет в The New York Times Нейл Макфаркьюхар. Ближайшие дни станут быстрой и конкретной проверкой на эффективность нового мирного соглашения, о котором было объявлено в четверг.
Оптимисты указывают, что "Минск-2" был заключен в присутствии и с личной санкции двух важнейших европейских лидеров, а также президентов Путина и Порошенко. "Пессимисты (некоторые назвали бы их реалистами) полагают, что новое соглашение всего лишь вуалирует многие из неотступных проблем, которые изначально спровоцировали боевые действия", - говорится в статье.
Ключевые вопросы, в том числе о статусе сепаратистских территорий, о графике восстановления украинского контроля над границей с Россией и даже о самой линии перемирия, остались амбивалентными или были отложены на будущее. Как указал экс-посол США на Украине Стивен Пайфер, "это хрупкое соглашение, требующее добросовестности и установки на завершение усилий от сторон, которые в прошлом не особенно проявляли эти свойства".
И все же госсекретарь Керри заявил: "Если полноценное соглашение продержится, США задумаются о сворачивании санкций".
Участники переговоров не пытались скрыть, что впереди ждут препятствия. Канцлер Меркель назвала Минское соглашение из 13 пунктов "проблеском надежды", но добавила, что "конечно, слова должны подкрепляться делами".
Критики соглашения говорят, что оно поможет Москве в долгосрочной перспективе создать "замороженный конфликт", даже несмотря на то, что Украина возьмет на себя ответственность за финансирование мятежных областей.
"Практические, реалистичные перспективы - это замороженный конфликт, при котором Киев не будет иметь эффективного контроля над этими областями, но Россия не будет нести официальной ответственности", - заметил Федор Лукьянов, редактор журнала "Россия в глобальной политике".
Москва заявила, что Киев установит контроль над границей только после того, как будут урегулированы другие проблемы. Украина и ее союзники сочли, что для России это открытое приглашение держать границу "нараспашку", чтобы военные и оружие пересекали ее по своему усмотрению. Россия отрицает обвинения в снабжении сепаратистов живой силой, военной техникой и деньгами, добавляет автор.
Аналитики полагают, что до сих пор Россия снабжала Юго-Восточную Украину минимальными ресурсами. "Но конфликт дошел до точки, когда ради новых побед России пришлось бы потратить крупные дополнительные ресурсы, и это способствовало созданию условий для соглашения, которое закрепит достигнутое", - пересказывает газета слова Лукьянова. Сепаратисты "не могут очень далеко продвинуться без прямого вмешательства России, а Россия не хочет вмешиваться напрямую", полагает политолог.
Как пишет Der Spiegel, многие пункты нового соглашения по Украине были выработаны еще на прошлой встрече в Минске, среди добавленных значится создание 50-километровой зоны безопасности, отвод украинских войск от линии соприкосновения, создание эффективного мониторинга и верификация режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ, принятие Верховной Радой Украины не позднее чем через 30 дней закона о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и, главное, - проведение конституционной реформы на Украине, предполагающей децентрализацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Если все это будет соблюдено, ЕС и США могли бы нормализовать отношения с Россией и отменить санкции, подчеркивает Der Spiegel. Однако, если в ночь на воскресенье бои продолжатся, саммит в Минске окажется бесполезным. Как в украинской армии, так и у сепаратистов есть подразделения, "играющие" только по собственным правилам, констатирует издание.
В случае продолжения боев Запад, в частности Меркель и Олланд, снова предпримут попытку начать переговоры, но новых санкций, как и поставок на Украину летального вооружения, будет уже не избежать, что породит новый виток обострения, говорится в статье. К тому же маловероятно, что будут выполнены остальные кардинальные пункты соглашения. Вряд ли Верховная Рада действительно примет закон об особом статусе востока Украины за месяц, а Россия уберет с территории Украины свои войска.
"Прекращение огня между Россией (так в оригинале. - Прим. ред.) и Украиной, одобренное Соединенными Штатами, воспринимается большинством как победа президента Путина", - пишет обозреватель The Foreign Policy Дэвид Фрэнсис, но оно предотвратит экономический коллапс на Украине, поскольку позволит ей получить денежные вливания для спасения экономики.
Шон Кэй (Университет Огайо Уэслейэн) сказал в интервью изданию, что споры о потенциальных поставках американского оружия отвлекают внимание от "спасательного круга", который МВФ бросил Украине. Вскоре после подписания соглашения МВФ объявил, что дает кредит в размере 17,5 млрд долларов. Когда подключатся другие доноры, Украина получит около 40 млрд.
МВФ "не хотелось брать на себя это обязательство, пока не было надежд на "окно стабильности", и Украина, вероятно, ощутила сильную потребность создать стабильность", считает эксперт. "Несмотря на все эти шумные призывы поставлять оружие, я не слышу, чтобы те же самые люди рекомендовали нам выписать чек на крупную сумму", - добавляет Кэй.
Это переломный момент для Украины, считает британский журналист и бывший консультант российского правительства (с 2006 по 2009 год) Ангус Роксборо. Его статью публикует The Guardian.
"Путин и Порошенко с трудом решились на рукопожатие в начале мирных переговоров в Минске, и тот факт, что дискуссии продолжались всю ночь, предполагает, что их обоих пришлось вынудить пойти на уступки, которые им не нравятся. Это также означает, что соглашение, которое в конце концов состоялось, очень хрупкое и висит на тончайшем волоске", - пишет автор.
Ближайшая задача - создание прочного режима прекращения огня, окончание ужасного кровопролития, говорится в статье. Но следующая часть минского плана - то, что Путин упоминает как "политическое урегулирование", - еще сложнее. Было бы катастрофой, пишет автор, разрешить самопровозглашенным "народным республикам" сохраниться в их нынешнем состоянии, создавая вокруг городов Донецка и Луганска "замороженный конфликт".
Рассуждая, насколько сильно Путин способен влиять на повстанцев, автор указывает, что "они проигнорировали его просьбу не проводить референдум о независимости в 2014 году, и их решимость иметь собственное государство с тех пор лишь усилилась". К тому же "публичная позиция Путина никогда не было идентична позиции сепаратистов: он постоянно говорит, что поддерживает территориальную целостность Украины, но хочет конституционных реформ, гарантирующих права россиян, живущих на юге и востоке страны. Это то, что содержится в минском соглашении, и Запад должен оказать давление на Киев, чтобы он быстро выполнил свои обещания", рекомендует автор.
При этом нельзя разрешать Путину делать вид, что он не может контролировать мятежников, - он безусловно в состоянии прекратить поставки оружия для них. Но он вряд ли это сделает, если будет бояться, что Украина, опираясь на запад, готовится возобновить военное наступление, говорится в статье. Если Запад решит предоставить Украине оружие, это может вызвать резкое усиление российской помощи сепаратистам, предостерегает автор.
"Если холодный рассудок не возобладает, причем со всех сторон, то последствия для Европы могут быть катастрофическими", - заключает Роксборо.
В украино-российском конфликте легко увидеть просто стычку государств, которую следует разрешить либо силой, либо через рекалибровку интересов сторон, замечает The Christian Science Monitor в редакционной статье. Но, по мнению издания, теперь этот конфликт требует альтернативного подхода, о котором лучше всего говорит тип посредников, содействовавших двум соглашениям о прекращении огня.
Первое минское соглашение было заключено при посредничестве ОБСЕ - организации, символизирующей "общечеловеческие ценности, которые стоят выше национализма", а второе - при посредничестве "двух основных лидеров Евросоюза", который "стремится объединить страны на базе общих убеждений, единой валюты и открытых границ", говорится в статье.
"В действительности столкновение из-за Украины - это битва старого понимания геополитики (как борьбы государств между собой за могущество) и более новой концепции, согласно которой государства неуклонно объединяют своих граждан на базе общих идеалов", - говорится в статье. ЕС - грандиозный эксперимент во имя этой второй концепции. Именно в этом свете следует рассматривать стремление Украины в ЕС, считает газета.
Продержится ли нынешнее прекращение огня? "Возможно, это зависит от того, ассоциирует ли российский лидер, настроенный крайне националистически, будущее своей страны с верностью идеалам таких организаций, как ЕС и ОБСЕ. Тот факт, что Путин признает эти организации в качестве посредников, наводит на положительный ответ", - подытоживает издание.
Также по теме:
"Минск-2" в редакционных комментариях: "Тактическая пауза в наступлении на Украину" (Обзор Inopressa)
Пророссийские ополченцы: из пешек превратились в неожиданное препятствие. Москве теперь сложно их контролировать (La Stampa)