Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 января 2003 г.

Пино Буонджорно | Panorama

Нетаньяху: "Война неизбежна"

Министр иностранных дел Израиля Беньямин Нетаньяху заявляет, что одной борьбы с терроризмом недостаточно. Необходимо бороться с режимами, поддерживающими террористов, и способствовать демократизации. Лишь тогда можно будет прийти к миру. После Саддама настанет черед Арафата и других.

- Вы на самом деле считаете, что Джордж Буш начнет операцию "Буря в пустыне - 2"?

- Вероятность очень велика. Я основываюсь на стратегии, выработанной американской администрацией. Недостаточно вести борьбу лишь с "Аль-Каидой". Необходимо лишить все террористические организации поддержки террористических режимов. Америка уже сокрушила один такой режим талибов в Афганистане. Вполне вероятно, что теперь Вашингтон примется за разгром второй подобной диктатуры, диктатуры Саддама. Режим Саддама причастен к террористической деятельности и способен производить самые опасные виды оружия массового поражения, включая и атомное оружие, которое он может использовать на международной арене или поставлять террористическим организациям. Вот почему я уверен, что операция против Саддама начнется довольно скоро. Я не сомневаюсь в военной победе. Но дело не только в победе, ее не достаточно, чтобы предотвратить появление нового Саддама, нового муллы Омара и нового Усамы бен Ладена.

- Что же необходимо предпринять?

- Единственный способ избежать этого - провести демократизацию. Речь идет не о демократии. Это длительный процесс и достаточно сложный процесс, о чем свидетельствует опыт Германии и Японии после Второй мировой войны.

- Вам не кажется, что эта задача немного призрачна?

- Вовсе нет. Соединенным Штатам удалось демократизировать даже бывший Советский Союз. Они борются за соблюдения прав человека в Китае. Они добились полной демократизации в Латинской Америке, в большей части Африки и в некоторых странах Азии. Единственным местом на планете, где Соединенным Штатам и Европе не удалось ничего сделать, оказался арабский мир и некоторые мусульманские страны. Результат у всех перед глазами: эти страны закрыты, изолированы. В них правят диктаторские режимы. Но не во всех. Я не хочу сказать, что все арабские страны похожи друг на друга. Иордания, например, более открытая и более либеральная страна, чем Ливия. Однако фактом остается то, что, в отсутствии демократии там взращиваются такие демоны, как исламский фундаментализм, терроризм, культура самопожертвования. Но после событий 11 сентября Америка, наконец, проснулась.

- В каком смысле?

- В том смысле, что президент Джордж Буш начал говорить о смене режимов.

- Сказать просто. Но в действительности?

- Минутку. Когда Буш говорит об этом, он не хочет заменить одного диктатора другим. Нет, он хочет заменить диктатуру демократией или режимом демократизации. В этом смысле Америка вернулась к давней идее Канта - "демократический мир". В действительности лишь демократии тяготеют к миру. Вот почему Белый дом не остановится на Ираке. С изгнанием Саддама Хусейна начнутся невероятные перемены во всем ближневосточном регионе. Это, естественно, не будет легкой прогулкой. Будут возникать препятствия, трудности и серьезные угрозы. Но нет ничего страшнее, чем фанатики, стремящиеся обладать ядерным оружием, чтобы разрушить нашу цивилизацию. Когда я говорю "наша", говорю моя и ваша цивилизация, мои и ваши города. Израиль - не проблема, а лишь продолжение проблемы в самом центре Ближнего Востока. Мы маленький сатана рядом с большим сатаной - Соединенными Штатами. В Европе этого иногда не понимают. Фанатизм и есть основная причина, препятствующая урегулированию арабо-израильского конфликта.

- Нет ли опасности возникновения войны цивилизаций?

- Нет, именно для того, чтобы ее предотвратить, необходимо нанести поражение исламскому фундаментализму. Исламские фундаменталисты отличаются от советских коммунистов. Руководители Советского Союза стремились к мировому господству, но они никогда не противопоставляли свою идеологию своему выживанию. На это пошли лишь нацисты, а сегодня их наследники, исламские фундаменталисты, которые, не задумываясь, убивают ради достижения своих целей. Перед лицом нового нацизма классическая доктрина сдерживания теряет смысл, перестает действовать.

- Какой должна быть шоковая терапия?

- Чтобы побороть фундаментализм, необходимо ликвидировать ядро активистов. Это значит, в первую очередь, покончить с режимами, которые поддерживают фундаментализм, и заменить их демократической культурой.

- Что будет с разрядкой напряженности между израильтянами и палестинцами без Саддама?

- В июне прошлого года президент Буш уже заявил, что Арафат перестал быть легитимным партнером в процессе достижения мира. Американский президент также выразил надежду, что палестинцы смогут свергнуть диктатуру. Я тоже хотел бы этого, но не думаю, что это реально. В любом случае после свержения Саддама сложатся условия для ликвидации режима Арафата. Но и этого, как я уже говорил, будет недостаточно. Необходимо более современное и ответственное руководство, которое сформирует временное правительство с пакетом экономической помощи, предложенным Соединенными Штатами и Европой и увязанным с реформами в сфере политики, экономики и образования. Достаточно посмотреть, какие книги читают палестинские дети в школах, чтобы понять, сколь сильная ненависть им внушается в отношении еврейского государства. Уже в детских садах малыши воспитываются на мифах о так называемых шахидах, мучениках, тех, которые подрывают себя, а вместе с собой губят невинных израильских граждан.

- Вы думаете, что все это на самом деле произойдет или это всего лишь пожелания в начале нового года?

- Смена палестинского руководства неизбежна после 11 сентября и после иракской кампании. Палестинское общество этого с нетерпением ждет. Естественно, в сложившейся обстановке большинство палестинцев ни слова не говорят против Арафата. Но многие, безусловно, ожидают его отстранения, и некоторые из них, как и многие в арабском мире, начинают проникаться идеей демократизации. Мы не будет их разубеждать.

- Не получится ли так, что вместо Арафата Израиль и весь мир увидят шейха Ясина, духовного и политического лидера "Хамас"?

- Возможно, но между Арафатом и "Хамас" нет никакой разницы. Парализованного шейха общественное мнение не интересует.

- Какая страна представляет в наши дни наибольшую опасность для Израиля: Сирия или Иран?

- Сирия - классическое террористическое государство. На его территории располагаются представительства самых жестоких организаций, таких, как "Исламский джихад" и "Хамас". Президент Бешар Асад осведомлен об их деятельности. Кроме того, он оказывает конкретную помощь движению "Хезболлах" в Ливане, одному из основных мировых партнеров "Аль-Каиды". Что касается Ирана, это не просто государство-террорист. Тегеран использует инструменты власти, секретные службы и посольства, для распространения террора и фанатизма во всех уголках планеты. Сирии и Ирану известны намерения Соединенных Штатов в регионе. Вот почему они стремятся выбрать нужный фронт и предлагают сотрудничество, чтобы в будущем к ним не относились как к Саддаму и Арафату. Между тем в Иране происходят определенные события: студенты выходят на улицы, парламентарии-реформаторы сражаются в меджлисе. Все происходящее не может не отразиться благотворным образом на будущих событиях. Вот почему я более оптимистически настроен сегодня, чем несколько лет назад. Израиль не в одиночку выступает против терроризма. После 11 сентября самая большая в мире держава принимает участие в нашей борьбе. Скажу больше: меня вдохновляет тот факт, что все это меняет старые предвзятые взгляды той же Европы.

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru