13 января 2005 г.

Вивьен Парри | The Guardian

Расскажите мне то, чего я не знаю

10 научных открытий, которые мы должны были бы сделать к концу 2005 года

1. Как трудно клонировать человека

В 2004 году корейские ученые стали первыми, кому удалось клонировать человеческий эмбрион, доведя его до стадии бластоцита, на которой можно получить стволовые клетки эмбриона.

В августе прошлого года группа ученых из Ньюкасла получила первую в Британии лицензию на терапевтическое клонирование человеческих эмбрионов. Следующая лицензия была выдана группе профессора Иана Уилмата из Института Рослина.

Даже при таком опыте специалист по стволовым клеткам из лондонского Кингз колледжа д-р Стивен Мингер не надеется на успех в нынешнем году. "Это будет очень трудно".

Хотя в Питтсбурге осуществлено успешное клонирование приматов, похоже, все попытки имплантации провалились.

2. Еще о Титане

В результате 20-летних усилий ученые получат информацию, достойную нескольких часов, когда зонд Huygens размером с обеденный стол завтра спустится с космического корабля Cassini в атмосферу Титана.

Какую информацию? Титан - это загадочная луна Сатурна. Его оранжевая атмосфера непроницаема, и это означает, что никто не видел его поверхность. "На следующей неделе у нас будет совсем иное представление о другом мире нашей Солнечной системы, - говорит ведущий научной телепрограммы д-р Крис Райли. - Возможно, мы можем так сказать в последний раз в истории".

Титан - это мир, где постоянно идут реакции органических соединений с озерами или даже океанами жидкого этана, метана и азота. Эти химические процессы могут дать представление о том, как зародилась жизнь на нашей планете.

3. Что внутри кометы

Deep Impact - шестилетняя миссия НАСА, цель которой узнать, что находится внутри кометы. Как и Cassini, это два космических корабля в одном - летательное средство и зонд.

В июле будет совершен акт космического вандализма; зонд запустят на путь кометы Tempel 1 для "планового столкновения", в результате которого образуется кратер глубиной с 14-этажный дом и шириной со стадион, и все это будет снимать бортовая камера.

"Кометы являются капсулами времени, в которых содержатся сведения о формировании и эволюции Солнечной системы", - утверждает НАСА. Если будут обнаружены сложные молекулы, а не простые, как ожидается, в 2005 году историю Земли быстро перепишут.

4. Как выглядит человек после пересадки лица

Говорят, что бригада хирургов из Луисвилла, штат Кентукки, в этом году впервые осуществит трансплантацию лица, пересадив лицо донорского трупа сильно изуродованному реципиенту.

Группа, в которую входят специалисты по биоэтике, в мае представила комиссии по этике детальный проект, и длительный процесс одобрения скоро завершится. В Британии аналогичный план заморожен после того, как рабочая группа Королевского колледжа хирургии сочла, что риск превосходит преимущества.

5. Увеличивается ли кислотность мирового океана и что это означает для живой природы

Рабочая группа Королевской академии представит свой доклад весной. Ее куратор, профессор экологии Джон Рейвен говорит: "То же самое загрязнение, которое, по нашему мнению, повышает температуру мирового океана из-за глобального потепления, изменяет его химический баланс".

Особую озабоченность вызывает влияние повышающейся кислотности на живые организмы, нуждающиеся в солях кальция, кораллы и моллюсков. Она может влиять и на планктон, что имеет катастрофические последствия для снабжения морских животных пищей.

6. Эффективна ли торговля углекислым газом

Торговля углекислым газом, ключевой момент Киотского соглашения, началась две недели назад, но уже кажется, что она, как и многое, связанное с Киото, ни к чему не ведет.

Страны ухватились за непродуманные предложения, чтобы уложиться в срок, истекающий в январе. Д-р Кейс Тови, директор новаторских программ по снижению уровня углекислого газа в Университете Восточной Англии, говорит о том, что будет, если ЕС одобрит планы стран, не выполняющих своих обязательств (Польши, Чехии, Италии и Греции).

"Они установили такие высокие нормы, что, если их одобрят, это отразится на цене кредитов, которая резко вырастет". Таким образом, вся схема превратится в фарс.

На фронте глобального потепления не все так плохо. Коллега Тови, д-р Тревор Дэвис предсказывает, что к концу года "сочетание научного знания с климатическими катаклизмами убедит многих сомневающихся в необходимости срочных мер".

7. Насколько эффективны удостоверения личности с биометрическими данными (и предотвращают ли они теракты)

Высокотехнологичные паспорта с биометрическими данными должны быть введены в Британии в будущем году, на пять лет раньше международного срока, чтобы Британия могла остаться в американской программе по облегченной выдаче виз.

Для этого требуются паспорта с электронными чипами, на которых записаны 1,8 тыс. характерных признаков лица, что дает возможность сличить их с лицами, хранящимися в международной базе данных.

Уже известно, что технология дает сбой в 10% случаев, и есть сомнения в том, что система будет чем-то большим, чем подтверждение честности.

8. Интерференция РНК - гипотеза или надежда?

Интерференцию РНК преподносят как величайшее медицинское достижение со времени антибиотиков.

К концу 2005 года мы будем гораздо лучше представлять себе, является ли она потенциальным средством лечения или научным инструментом для полимерной цепной реакции, с помощью которой можно создавать копии ДНК", - говорит д-р Ричард Салливан, директор клинических программ британского Института рака.

Интерференция РНК - это встречающаяся в природе защитная система, которую приводит в действие введение в клетку двойной спирали РНК, типичной для многих вирусов. Интерференция блокирует определенные гены и не дает им работать. Использование этого феномена может позволить лечить генетические заболевания. Испытания уже проведены в случаях рака предстательной железы и шейки матки, сообщения о применении этого метода в случае одного из заболеваний зрения должны появиться к концу года.

9. Искусственная жизнь - неудача или новая отрасль?

"Пузырьковые биореакторы" - горячая проблема биологии. Эти грубые искусственные клетки с жировыми оболочками, в которые заключены клетки, лишенные генов, и вирусный фермент для расшифровки кода ДНК.

Когда добавляются гены, они, как и в нормальной клетке, взбивают белки. Недавно было объявлено, что это изобретение сделал Альберт Личлейбер из Университета Рокфеллера. Оно может положить начало новой области, синтетической биологии, где с нуля создаются целые организмы.

10. Кто станет крупной шишкой в науке

С выборами завершится семилетний срок пребывания лорда Сэйнсбери на посту министра науки. Умные деньги получает Пол Дрейсон, сомнительный выбор, учитывая его финансовую поддержку лейбористов. Но он действительно разбирается в науке, и все признают за ним одаренность.

Кончается пятилетний срок пребывания на своем посту у президента Королевской академии лорда Мея и у главного правительственного ученого сэра Дэвида Кинга.

За пост президента Академии борются астроном сэр Мартин Риз, нобелевский лауреат сэр Пол Нерс и ведущий британский специалист по полимерам Джулия Хиггинс.

Что касается замены Кинга, выбор его преемников широк.

Чего мы не узнаем

Является ли атом вариантом

Предстоят выборы, и дискуссии о том, является ли атом вариантом в связи с изменением климата, будут приостановлены, несмотря на то, что при его использовании выбросы углекислого газа снизятся, чего требует Киотский протокол.

Как клонировать младенца

Специалисты в Питтсбурге не сумели имплантировать ни одного эмбриона обезьяны. Заявления Завоса, Антинори и им подобных звучат очень подозрительно.

Местонахождение частицы Хиггса Боусона

Она спрятана лучше, чем иголка в стоге сена, и вряд ли обнаружит себя, даже если существует не только в воображении физиков.

Неисчерпаемый источник энергии

Прекрасная идея, но неосуществимая, касается она стакана воды, чашки чая или кружки пива. В этом году ничего не произойдет.

Биологическая цель женского оргазма

Если оргазм не необходим для зачатия, то какой в нем смысл?

Почему женщины рожают

При уровне рождаемости в Британии в 750 тыс. младенцев в год можно полагать, что кто-то разгадал эту тайну.

Источник: The Guardian